Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
- Госпожа Шнайдер-Стремякова!
Я не знаю, с чего Вы взяли, что в нашем журнале произведения размещаются по просьбе. Кроме того, у нас тут не сайт. У нас, как говорил герой одного советского фильма, здесь не провинция, у нас есть мэрия, полиция и тюрьма.
А еще редакция. Обратитесь, желательно письмом, к редактору отдела прозы - Виктору Николаевичу Никитину. Он Вам и прояснит судьбу Ваших рассказов.
С пожеланием успехов,
гл.ред.
- Черемше. Спасибо за сравнение - развеселили. Я уже просила руководителей сайта поместить две мои легкомысленные вещички, что посылала вслед за "Дедушкой". Не делают. Боятся, наверное, кабы опять в "Кащея" не превратились. Одна вещичка "Измена", другая - зарисовка из жизни в Германии; - впрочем, что есть наша жизнь, как не зарисовки? Думаю, что руководители (как и я) сильно опечалены.
Уважаемые читатели "Дедушки Голодного"! Прошу прекратить политизировать. Если уж очень вам хочется что-то сказать, пишите одно-два слова. Это будет хотя бы мне интересно.
- Ребята, почитайте, пожалуйста, выскажитесь пока я здесь. Потом не удастся узнатьв аше мнение. все-таки полгода лопатил. Жаль, что не оставилои места для комментариев. Но это - уже в книге теперь.
- Статья понравилась больше текстов БЮрущенко, признаюсь. И с замечаниями последними двумя Игоря Крылова согласен. Но все-таки остаюсь при убеждении, что Брущенко - это возможное будущее новой России, ибо проза эта имеет мало чего общего с русской традицией. А ее как раз и стремится государство нынешнее по имени Россия уничтожить. Натурализма вообще-то и не было фактически на Руси. Так, побаловалисчь, подподстраивались под Запад - и слиняли. Ведь те же "Очерки бурсы" Г. Помяловского, по сути своей,гораздо глуюже и мудрее всего натурализма Западной Европы вместе взятого.
- Люфту
"Г. Куклин ведь тоже зомби", - пишете вы. Так ведь и я о том же! С первых же строк статьи "Зомби пишут для зомби". В чем и ужас для меня лично, что я это осознаю. Только я не Г. а В. или товарищ. А то получается, что ни за что нги про что назвал тем, что не тонеет. За что, гражданин начальник? Кстати, не скромничайте, мы с рунде не раз говорили о вас, как о хорошем писателе. Было бы интересно увидеть вас на РП, ей-право. Можно ведь и переводы. Валерий
- Думаю что суть не в том, что что-то он ломал в своем стиле. Думаю, что и здесь Брущенко остается верным себе. Непринужденно высмеял как в "Лишнем весе" психологию корпоративного успеха. Рабскую и наивную, и в тоже время жестокую и бесчеловечную, на самом деле, зависимость от гордыни, от придуманных, социально-экономических схем. Но и мама героя рассказа была как раз такой же одержимой идеей совершенства, поэтому уродство сына ее и подкосило, это была ее "вишенка" Но вишенка не завязалась (как и у многих нынешних сороколетних), что-то пошло не так. Вот и поколение детей таких родителей, корпоративных мальчиков-девочек-пираний, они тоже хотят сделать карьеру, вырваться из тисков, клешней обстоятельств, но попадают в новые еще более бессмысленные зависимости, не обретая подлинной свободы. Опять автор возвращается к теме бессмысленно, пошло проживаемой жизни, только на примере нового поколения. В общем интересный сюжетец завязывается с автором и его героями, куда-то будет он развиваться-двигаться. Любопытно!
- Вчера все красились под красных,
Сегодня вдруг сменили цвет...
И стало всем предельно ясно:
Ни белых нет, ни красных нет.
И стало ясно до предела-
Делился вечно мир отцов,
Нет, не на красных и на белых,
А на людей и подлецов.
Это стихи Сергея Галкина из Тулы ( Альманах Пенаты ).
Без политики нам никак не обойтись. Пойдем в магазин после первого января и столкнемся с политикой (19% налог), зайдем к врачу-опять политика (10 евро), на заправке тоже политика (80 % стоимости бензина-налог), включим телевизор и снова политика. Но до такой степени заполитизировать самый простой и заурядный рассказ- это уже паранойя. Мне всегда очень жаль людей, которые вокруг видят только негативное. Им, наверное, трудно жить. И с теми, кто называет рассказ правдой тогдашней жизни, тоже не могу согласиться. Есть много произведений, которые описывают то время гораздо ярче и правдивей. Действие рассказа могло происходить и в Германии, и в Индии, и в Афганистане, и т.д. и оно уже много раз было описано в литературе, только в разных вариациях.
Не понимаю тех людей, которые кичаться знанием чужой истории, но историю своей страны знают понаслышке. Переселение немцев в Россию и их проживание там- это история России. Г. Куклин ведь тоже зомби. Он выполняет заказ тех людей, кто жалеет о прошедшем социализме. Но это его частное дело. По большому счету, он хороший писатель и желаю ему таковым оставаться.
Я нахожу прекрасным, что так много людей пишут, неважно к каким национальностям, идеологиям, религиям и т.д. они принадлежат. В конкуренции, собственно говоря, и оттачивают свое мастерство истинные таланты.
Я типичный аузидлер, к тому же еще пишущий. Типичность моя в том, что я работаю, жена и дети тоже работают. Четверо внуков, родившихся здесь, тоже, надеюсь, станут хорошими людьми. Сожалею, что некоторые оказались в окружении нетипичных людей. Но это зависит от личных свойств их характера.
Желаю всем пишущим писать для людей, а не против людей и творческих успехов.
Ваш Валдемар Люфт
- Уважаемая Антонина,ваш "Дедушка голодный" сам того не желая превратился в Кащея-бессмертного. Предлагаю свернуть дискуссию о нем. Или хотя бы прервать на некоторое время, чтобы отдышаться и оглядеться. Как вы относитесь к рекомендации В. Куклина написать или опубликовать что-нибудь из современной или полусовременной жизни, не важно где проистекающей - в России, в Германии или в Украине?
- В оценке смысла рассказа согласен с Воложиным.
- Уважаемый Валерий Куклин. Брущенко получил достаточно много отзывов и ни одной "рекламации". Главная претензия - что в определенном смысле темы его рассказов, это уже то, что кем-то когда-то и каким-то образом уже было сказано и осмыслено.
Тогда в чем же сегодня при как вы сказали "натурализме" может поразить писатель читателя? Вроде бы всего уже мы объелись, все перепробовали, всем пресытились.
А ответ на самом деле очень прост. Когда я читаю ваши произведения, я чувствую что вы неравнодушны, что вы переоткрыли может быть что-то или даже окрыли что-то свое в какой-то теме, или области общественной и человеческой жизни (я не говорю пока о значимости, это надо обсуждать конкретно), и вы горите желанием этим поделиться, ваше авторское "Я" живое, разное, противоречивое. Именно это импонирует, это вызывает чувство сопричастности, важности, ценности информации, а у кого-то, активного ее неприятия. И все это той или иной мере художественно.
У Брущенко же есть все признаки дарования, стиля, технической оснащенности (хотя я не велики специалист) и непринужденности. Но лично мне не хватает того же наверное, чего не хватает и Ие, нет а) актуальности б) мессианства, в) глубины, г) того, чего не придумаешь, и что дает судьба не только как опыт самоанализа, драм, и болезненных состояний, но и опыт духа.
К претенденту на звание Писателя - и самые высокие требования. Хочется, блин, Чуда. А для этого сам автор должен делать открытия не только в форме, но и в содержании, в смыслах, которые пытается переосмыслить. Ковырять же мировые болячки ради опыта - это знаете ли для коньюнктурщиков.
Мнение мое субъективное, и всегда с радостью поменяю его на объективное. Но пока кроме "давай давай, так держать, флаг ему в руки" - никто ведь ничего существенного не произнес. И это должно настораживать и... вселять надежду.
- Эйснеру
Ага. А еще учителя в угол ставили, от столовки отстраняли, есть не давали. Воспитатели на соль либо сухие хлебные крошки коленками ставили. Умные дяди обворовывали либо по тюрьмам гоняли. Прямо обхохочешься. Не надо жалеть меня, Володя. Спроси у Антонины Адольфовны, она тебе скажет: я плохой. А раз плохой, то враг. А раз враг не сдается, то, что надо делать? У-НИ-ЧТО-ЖАТЬ! НО НЕ ЖАЛЕТЬ. Я не читал, что там про меня Шмидт написал. Надеюсь, что это не Саша Шмидт, раз ты сделал ему внушение. Плохое было письмо? Или типичное? Но думаю, что все-таки не Саша. Он бы мне позвонил. Кстати, друзей, вопреки твоей легенде, было у меня много. Надежных друзей. Вместе на стволы ходили. Вот только не все выжили. О них не забываю, много о них пишу. К примеру, здесь на РП есть очерк ╚Но был один, который не стрелял╩ - о Володе Петелько. Дай Бог хоть одному моему оппоненту хоть наполовину таким быть, как он. Бауржан Абдугулов, Толик Китов, Саша Соловьев, Виктор Виноградов Много их, всех не перечислишь, кого выкосила перестройка. Ради памяти о них и отвечаю на твое ехидное и на совсем нечестное замечание. Ибо не тебе моих родителей и моих друзей судить. Даже Антонина Адольфовна не позволяла себе такого.
- Здравствуйте, Ия (не знаю, к сожалению, по отчеству), ваше настойчивое желание докопаться до истины в отношении Брущенко вынудило меня поискать в интернете произведения этого автора и прочитать их, дабы уяснить себе, что же в самом деле в творчестве этого автора вас гнетет. Признаюсь, нашел только одно объяснение: вам не по нутру художественная манера его, которую вы называете натурализмом. И уж коли на это пошло и коли вся масса объяснений, предложенных вам оппонентами, не убедила вас в том, что ╚своя рука владыка╩ - это первый критерий, по которому следует выбирать литераторов в призеры, то приходится немножко пообъяснять и мне. Натурализм пришел в Европе, а потом и в России на смену романтизму, ибо серия наполеоновских войн на практике показала нелепость существования бедных Вертеров в мире, полном крови и человеконенавистничества. Социалистический реализм в основе своей наиболее близок именно к романтизму, а не критическому реализму, потому с исчезновением оного на смену ему должна придти литература полностью противоположная, аналогичная именно натурализму. Брущенко, можно сказать, является первой ласточкой этой новой школы, которая вам неприятна только потому, что эстетика и мораль нового общества России вам чужда, а Брущенко воспринимается, как норма бытия. Мир изменился столь стремительно и столь навыворот, что мы с вами его не в состоянии ухватить даже за хвост. Пример буквально позавчерашний. Канцлериху нынешнюю ФРГ Меркель награждают премией ╚Золотой руль╩. Это премия человеку, у которой под задницей пять автомобилей с пятнадцатью шоферами, два самолета с тремя экипажами и три вертолета с таким же набором водил. Сей, тем не менее, признанный лучшим водителем столп всего демократического общества, царства Свободы, можно сказать, и гуманизма, беря чек, нагло заявляет, что права свои первые она получила за взятку полицейскому. И говорит это на весь мир. И вся публика, и все СМИ планеты рукоплещут соучастнику преступления по даче взятки должностному лицу. И знаете почему? Потому что премия ╚Золотой руль╩ - это тоже вид взятки. Как Ленинская премия Леониду Ильичу за знаменитую трилогию, которую за него написали ребята из ╚Известий╩. Эта новая мораль нового общества литературы натурализма погребает на наших глазах мораль общества социалистического реализма, а потому, если Брущенко отвечает за распределение госсредств в области финансирования хотя бы части электронных СМИ России, как отвечает за распределение средств бюджета ФРГ на поддержку автомобильной промышленности страны Меркель, то крошечная взятка лауреату РП, которого вы почему-то почитаете врагом своим, стоит этого именно потому, что пришло время литературы натурализма на смену литературе социалистического реализма. Жюри поступило мудро и справедливо. Более того, после матерящихся под музыку на слова Сорокина оперных корифеев Большого театра нас не должно удивлять осторожное обращение Брущенко с русским словом, которое, тем не менее, вызвало вашу бурную реакцию. Загляните на ╚Расплетайку╩, почитайте, какими словами изъясняются малыши будущее России и вы расцелуете Брущенко хотя бы за то, что он учит этих детей говорить и писать иначе. Для перевода будущего России на немецкий язык мне не потребовалось привлечения словаря, а вот для перевода Брущенко даже одного словаря будет недостаточно.
С уважением, Валерий Куклин
- Воложину.
Написали Вы просто. Для людей не для науки. Спасибо. Простота это гениальность. Кажись, страсти вокруг ╚Дедушки╩ улеглись можно размышлять. Дело в том, что ╚художественную правду╩ и ╚худ. смысл╩ находят люди: философы, писатели, автор, читатели, грамотные и не очень... И у каждого своя ╚правда╩. Артистизм реального Дедушки, ставшего прообразом ╚Голодного╩, жил в моём подсознании всегда и, наконец, выплыл наружу. Я долго думала, оставить ли его немцем, сделать ли насильника немцем... И решила оставить таковым, каким он был, не акцентируя внимание на личности (национальности) насильника. И что же? Читатель разделился, и раскрылась сущность каждого. И я увидела, что мой ╚анекдот╩ достиг цели, что это не ╚амёбная конструкция╩, не ╚мура╩, что его ╚художественная правда-смысл╩ ещё и в том, что заставляет людей прийти к какой-то баррикаде, какому-то барьеру: национальному, человеческому, диссидентскому... Всё зависит от ╚правды╩ спорящего, от его терпимости, мудрости... И теперь уверена, что на таких ╚притчах╩ (╚рассказо-очерках-анекдотах╩) нужно в школах учить детей думать.
Насчёт ╚художественности╩ общей. Одни ╚критики╩, например, убрали, на мой взгляд, удачное ╚тишина, которая до этого ругалась, пела, шумела...╩, ╚завёрнутая тёплыми руками...╩ и многое другое, с чем я не согласилась. Я сокращала, выбрасывала, и получился глубинный рассказик, за который мне, дебютантке, не стыдно. В нём нет лишних слов, а ╚песня╩ Дедушки ╚аппетитная и цветастая╩. Рассказ простой на первый взгляд. И эта кажущаяся простота тоже, если хотите мастерство.
Рада, что в этой дискуссии раскрылся Эйснер, автор не только талантливый, умный и добрый, но ещё и смелый. Словом, Мушкетёр. Из ауссидлеровской пишущей братии многие могли сказать хотя бы по одному слову ╚за╩ или ╚против╩, но промолчали. И это тоже позиция, но, к счастью, не эйснеровская, открытая и честная.
- Федор Михайлович не смог бы написать роман "Война и мир" ТАК, как это написал Лев Николаевич. И наоборт. Толстой никогда не написал бы "Братьев Карамазовых" ТАК, как Достоевский. Авторство уникально, но оно является калькой, на которую автор накручивает. Читатель фиксирует не детали, а философию, образ мыслей автора, что-то более тонкое, чем описание явлений и событий. Мне совсем не надо знать лично автора, но если из рассказа в рассказ автор переносит меня в мир своих образов, я "сканирую" его, этот мир. И он, его мир, мне может быть далек, но интересен, либо идет отторжение этого мира на подсознательном уровне, потом ищу причину. Жесткий нигилизм рассказов В.Брущенко для меня очевиден.
- Александру Воронину:
Нашёл. Прочиталю Ну, что Вам сказать "про Сахалин?"
Пачкуля пёстренький.
Мой диагноз - дефицит любви. Этого человека не любили в родительском доме, не уважали сверстники в школе, возможно, у него и в семье проблемы. Оттого и тексты такие. Я ,и другие, с ним ругались, а его надо просто по-человечески пожалеть. Эйнер.
- Ну не знаю как до ВАС докричаться СВ (Соломон Воложин), чтобы вы не повторяли лично для меня (?) и до общения с вами, хорошо известные вещи. Речь идет о другом, о понимании автора, о воссоздании, сопереживании образа вашего "дуба" в момент и после прочтения. Или для вас важно только чтобы "костюмчик сидел" (структура был целостной), а уж слезу пустить - это пошлость (оно же, испытать катарсис)? У меня сложилось впечатление, что за цитатами вам как то уютнее, чем в диалоге.
Еще попытаюсь объясниться. Для меня очевидно, что -(в вашей формулировке, при всей ее расплывчатости) - "В произведении литературы художественный смысл не цитируем". Да, это именно так.
Но кто мешает цитировать тот смысл, который возникает, как слепок авторского, в ответной реакции читателя, то есть, кто запрещает осмысливать пережитое, интерпретировать прочитанное. Для кого пишет художник-писатель-поэт и пр.?
Для людей, иначе он просто сумасшедший. Я знаю одного полусумасшедшего, он потрясающе ненавидит Россию, людей, близких своих, весь мир, но даже он не может молчать и шлет все это гениальное говно на чечен.пресс.
Речь ведь не о том, что какой-то писатель или критик, как вы, может это понять как разрешение нарушать художественные принципы построения или изложения материала. Но речь то не об этом. Конечно нельзя чтобы автор подменял героя (или развитие образа), чтобы образность сменялась речью от первого лица, превращалась в резонерство или иллюстраторство. Именно в этом можно упрекнуть некоторых авторов (и от этого возникают, к сожалению, бурные дискуссии, тогда как лучше бы мы радовались достоинствам их творений). Но я говорю о другом, о последующем этапе. Когда произведение написано, и оно уже прочитано.
Для более точного его понимания, возможно не сразу, а может чуть позже, но нужен тот автобиографический и исторический контекст, который послужил фоном для написания художественного произведения. Для меня недостаточность указаний на привязку текста (естественно контекстную, естественно косвенную, не специальную) есть признак эклектизма, подражательства, конъюнктуры. Поэтому Архивариус в самом начале сумлевался в авторстве Брущенко. Поэтому важно, для какого сегмента" читательской аудитории пишет автор. Это же не аутичный вид творчества, не болезнь, а форма игры. А игра подразумевает ясные правила и удобные площадки. Поэтому лично мне не интересны ни Сорокин, ни Пелевин. Но поэтому интересен Акунин.
Не знаю поймете, или нет.
- Спасибо за заботу о душе моей, Алексей,но спиваться я не собираюсь. Неинтересно. Гусей дразнить, то бишь участников ДК, куда интересней. К православию мне уж не придти. Так получилось, что всякая встреча с кем-либо из любой религиозной конфессии оборачивалась для меня встречей с той или иной ипостатью нехорошести. Особенно в части встреч с чиновниками от церквей. Я много работал,будучи в ссылке, с сектантами и материалами о них, написал пьесу о тринитрианцах-изуверах, получивашую на излете СССР премию имени Н. Островского, очень хорошо знал главного попа нашей области отца Бориса, получившего от патриарха какой-то значительный орден за то, что сумел построить в самые преследованные православных в Средней Азии времена перестройки православный храм, сам я помогал ему искать подрядчиков и способных бесплатно строить тот храм рабочих,доставал бесплатно стройматериалы, но... для меня тот отец Борис остается на веки вечные всего лишь стукачом КГБ, ставшим таковым еще в Саратовской семинарии, да и потом основательно сотрудничавший с оной репрессивной организацией. Я знавал одного из московских архиереев, родного дядю одного из моих ближайших друзей. Был тот поп изрядным прощелыгой, я вам скажу, совсем не способным обратить меня в свою веру. Племянника, впрочем, тоже. Сашка только за полгода перед неминуемой смертью окрестился сам и окрестил своих дочек. Я уж не говорю об одном иеромонахе, с каковым знаком был по переписке, а встретился прошлым летом - и увидел в нем примитивного лавочника,обряженного в монашеский хитон. Мне симпатичны сугубо теоретические христианские каноны и, по сути. коммунистическое мировоззрение православия, но на практике оно всегда упирается в наличие в религиозной среде лиц, глаголящих от имени для меня мифического Бога большого числа в лучшем случае шарлатанов, а чаще - ловко используюших добрые слова и мысчли в корыстных целях мерзавцев. Паству в большей ее части вижу такой же. Достаточно упомянутого вами Бунина. Я не считаю его честным и искренним православным человеком. Достаточно обратить внимание на его ближайшее эмигрантское окружение, чтобы понять, что я имею в виду. И Астафьев никогда не был христианином, а лишь одел эту маску в перестройку в сугубо коммерческих целях. Обирать Красноярский край для издания своего полного собрания сочинений в восемнадцати томах, видя при этом умирающих от голода и холода детей (и все-таки умерших)- это по-православному и по-христиански? Предавать память погибших в борьбе с фашизмом советских солдат им - фронтовиком - по-православному? Белов и Распутин скурвились на определенном этапе перестройки, не выдержав звона фанфар и труб, но после отрезвлели, не написав при этом ни одного сугубо клерикального произведения. Василий Дворцов, здешний автор, был сам монахом, расписывал храмы по всем весям бывшего СССР, ушел из монастыря в мир. Мне кажется, потому, что он почувствовал, что талант и ум его нужен в миру. Оттого и помчался на чеченскую войну. Вы - вятич, Алексей, мои предлки ушли в Великую смуту из Котельничей, как я узнал лет так двадцать тому назад. То есть мы в каккой-то мере земляки. Я бывал в ваших краях, получаю порой письма оттуда. Вот в прошлом году, написали мне, что зимой было столько волков, что выглядело стихийным бедствием. Но в РФ существует закон об охране волков,в том числе и волков-людоедов. Ассоциации, ассоциации, ассоциации... Но главная - мир людоедов перестройки и нынешних властителей дум взял на вооружение именно православие в качестве своего знамени. А мне этот мир не по нутру и не по зубам. Потому позвольте мне остаться атеистом. А водку нынешнюю я не люблю. То ли стар стал, то ли из дерьма его собаьего гонят,не знаю...
С наилучшими пожеланиями и надеждой увидеть плоды ваших новых раздумий, посетивших вас под крышей святой обители, Валерий Куклин
- Воложину!
Уважаемый Соломон, благодарю за критику. Простите, что прогневал.
- Господа! Вышла новая книга: ╚Ремесло писателя: справочник-путеводитель молодого литератора╩. М., ╚Красный свет╩, 2006. 237 с. Подробнее (содержание, аннотация и пр.)на сайте.
- Алексей, то, что в ламаизме еще в 20 веке практиковались человеческие жертвоприношения - известный факт. Если Вам нужны конкретные ссылки - могу предоставить. Вместе с цитатами.
- Уважаемый Василий Пригодич!
Я тоже встречался с людьми, которые знавали православных монахов-педерастов. Да и в истории найдется немало примеров отдельных православных извращенцев (граф Уваров, например, автор популярной и доныне формулы). Не заключать же из этого о педерастической сущности православного извода христианства? Или, повинуясь Вашей логике, можно?
- Люди! Ну как до вас докричаться? Если художник нарисовал раскидистый дуб, то не для того, чтоб мы узнали одну из твердолистных пород дерева.
В произведении литературы художественный смысл нецитируем.
- "...Я не стала бы всего этого писать, Ия, если бы Ваши комментарии не склонились в сторону личных оскорблений."
Какие оскорбления, если АВТОР сам дает нам разгадки его текстов.
╚Толчковая нога╩
Авторский текст: ╚.А Сашенька слушает, рассматривает свои связанные ноги (в особенности - правую толчковую), складывает губы в "целовательную" позицию, если медсестра утирает ему рот салфеткой, и улыбается хитро и довольно. Александру Надову радостно - он знает главное: за ночь выдуман новый сюжет.╩
Пояснения автора: ╚Тут герой мой (и Ваш) ошибается, т.к. раздвоение личности (оно же - двойственность психическая) приводит к тому, что собственная личность переживается, воспринимается больным как нечто отчужденное, как объект созерцания. Сюда относятся: амбивалентность с присущими ей полярно противоположными импульсами к деятельности; двойная ориентировка при некоторых формах бреда и нарушенного сознания; двойное мышление, при котором одновременно протекают два ряда мыслей. К двойственности психики относится и двойное, альтернирующее сознание, наблюдающееся при истерии: происходит периодическое выключение нормального сознания и его замена иным, наполненным другими мыслями, чувствами, образами. Образуются как бы две параллельные личности, .настоящая. и альтернирующая, развивающиеся в разных системах временных и пространственных координат, способные знать и анализировать .друг друга.╩
Не хотела сначала отвечать, но в каждом тексте можно найти и более хлесткие места. Раздвоение, растроение в текстах.
А общее ощущение ? Нигилизм и защита обездоленных.... Блестящее сочетание.
- Ответ Валерию Куклину от автора ╚России смертельно не хватает любви╩
Спасибо на добром слове, Валерий А что скажет автор на крик души: ╚Мне вот ни Бога, ни водки не надо. А как бы хотелось спиться, чтобы не видеть этой мерзкой жизни!╩ Скажет: интересно в оппозиции ╚Бог╩ и ╚водка╩, Вы почему-то предпочитаете сожалеть о том, что нет возможности спиться А как насчет понять Православие не умом, конечно, не книжное, а православие как тысячелетняя вера русского народа (еще скажите что это не так, что веры у народа никогда не было? А как же тогда через всю советскую власть устояла церковь Кто удержал? Интеллигенция ? (горько усмехнуться остается хотя возьмите книги русских писателей советского периода: Белова, Распутина, Солоухина, Лихоносова, Абрамова найдите там хоть один плевок в сторону Церкви, Бога пустой номер) но Православие и Церковь удержал все-таки Народ . )
Вот. А спиться это тоже, конечно, труд Но во первых не каждому дано (как не смешно покажется, но спиться не так-то просто) Во-вторых пути здесь нет это только в теории кажется: буду пить и мерзости не увижу Ой-ей-ой как еще увидишь и свою собственную в первую очередь да и скучно это, спиваться, повертеХотя вот некоторые мгновения похмелья когда есть чем поправиться и вокруг друзья - что-то в этом тоже есть.. но это хорошо когда пьешь а когда спиваешься ситуация другая поэзия исчезает
А в Храме Поэзия всегда (Иван Бунин ╚Жизнь Арсеньева╩): ╚я должен был идти ко всенощной, в церковку Воздвиженья, стоявшую в одном из
глухих переулков близь гимназии.
Боже, как памятны мне эти тихие и грустные вечера поздней осени под ее
сумрачными и низкими сводами! По обычаю, привели нас задолго до начала
службы, и мы ждем ее в напряженной тишине и сумраке. Никого, кроме нас --
только несколько темных старушечьих фигур, коленопреклоненных в углах, и ни
звука, кроме их молитвенного шепота да осторожного потрескиванья редких
свечей и лампад у алтаря.
Сумрак все сгущается, в узких окнах все печальнее синеет, лиловеет
умирающий вечер... Вот и мягкие шаги священнослужителей, в теплых рясах и
глубоких калошах проходящих в алтарь. Но и после этого долго еще длится
тишина, ожидание, идут в алтаре, за закрытыми красным шелком Царскими
Вратами, какие-то таинственные приготовления, потом, по открытии их, --
которое всегда немного неожиданно и жутко, -- долгое и безмолвное каждение
Престола, пока не выйдет наконец на амвон диакон со сдержанно-торжественным
призывом: "Возстаните!" -- пока не ответит ему из глубины алтаря смиренный и
{101} грустный, зачинающий голос: "Слава святей и единосущней и животворящей
и нераздельней Троице" -- и не покроется этот голос тихой, согласной музыкой
хора: "Аминь..."
Как все это волнует меня! Я еще мальчик, подросток, но ведь я родился с
чувством всего этого, а за последние годы уже столько раз испытал это
ожиданье, эту предваряющую службу напряженную тишину, столько раз слушал эти
возгласы и непременно за ними следующее, их покрывающее "аминь", что все это
стало как бы частью моей души, и она, теперь уже заранее угадывающая каждое
слово службы, на все отзывается сугубо, с вящей родственной готовностью.
"Слава святей, единосущней" -- слышу я знакомый милый голос, слабо
долетающий из алтаря, и по всему моему телу проходит сладостный трепет, и
уже всю службу стою я потом, как зачарованный.
"Приидите поклонимся, приидите поклонимся... Благослови, душе моя,
Господа", слышу я, меж тем как священник, предшествуемый диаконом со
светильником, тихо ходит по всей церкви и безмолвно наполняет ее клубами
кадильного благоухания, поклоняясь иконам, и у меня застилает глаза слезами,
ибо я уже твердо знаю теперь, что прекрасней и выше всего этого нет и не
может быть ничего на земле, что, если бы даже и правду говорил Глебочка,
утверждающий со слов некоторых плохо бритых учеников из старших классов, что
Бога нет, все равно нет ничего в мире лучше того, что я чувствую сейчас,
слушая эти возгласы, песнопения и глядя то на красные огоньки перед
тускло-золотой стеной старого иконостаса, то на святого Божьего витязя,
благоверного князя Александра Невского, во весь рост и в полном воинском
доспехе написанного на злаченом столпе возле меня, в страхе Божием и {102}
благоговении приложившего руку к груди и горе поднявшего грозные и
благочестивые очи...
И течет, течет святая мистерия. Закрываются и открываются Царские
Врата, знаменуя то наше отторжение от потерянного нами Рая, то новое
лицезрение его, читаются дивные Светильничные молитвы, выражающие наше
скорбное сознанье нашей земной слабости, безпомощности и наши домогания
наставить нас на пути Божий, озаряются ярче и теплее своды церкви многими
свечами, зажигаемыми в знак человеческих упований на грядущего Спасителя и
озарения человеческих сердец надеждою, с крепкой верою в щедроты Божий
звучат земные прошения великой ектений:
"О свышнем мире и спасении душ наших... О мире всего мира и
благостояния святых Божиих церквей..." А там опять, опять этот слабый,
смиренный и все мирно разрешающий голос: "Яко подобает Тебе всякая слава,
честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и вовеки
веков..."
Нет, это неправда -- то, что говорил я о готических соборах, об
органах: никогда не плакал я в этих соборах так, как в церковке Воздвиженья
в эти темные и глухие вечера, проводив отца с матерью и войдя истинно как в
отчую обитель под ее низкие своды, в ее тишину, тепло и сумрак, стоя и
утомляясь под ними в своей длинной шинельке и слушая скорбно-смиренное "Да
исправится молитва моя" или сладостно-медлительное "Свете Тихий -- святые
славы бессмертного -- Отца небесного -- святого, блаженного -- Иисусе
Христе..." -- мысленно упиваясь видением какого-то мистического Заката,
который представлялся мне при этих звуках: "Пришедше на запад солнца,
ви-девше свет вечерний..." -- или опускаясь на колени в тот таинственный и
печальный миг, когда опять на время воцаряется глубокая тишина во всей
церкви, опять тушат свечи, погружая ее в темную {103} ветхозаветную ночь, а
потом протяжно, осторожно, чуть слышно зачинается как бы отдаленное,
предрассветное: "Слава в вышних Богу -- и на земли мир -- в человецех
благоволение ..." -- с этими страстно-горестными и счастливыми троекратными
рыданьями в середине: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием
Твоим!"╩
Думайте, Валерий спиваться будем или в Храм пойдем Каждый на этот вопрос только сам себе и Господу отвечает ╚Свобода выбора╩ - будь она неладна Простите за пространную цитату
С уважением
Смоленцев
-
- Насчет конъюнктуры.
Есть такой громаднейшей величины мировой авторитет Бахтин. И у него термин ╚большое время╩. Грубо говоря, многовековая жизнь великого произведения при обновляющемся его прочтении в каждое конкретное время.
Это такой факт жизни. Конъюнктура, некоторым образом.
И Бахтин умудрился не придать своему термину оттенка огорчения (ибо конкретное ж время, получается, извращает ╚под себя╩ вечное произведение).
Несколько десятков лет занимаюсь я интерпретационной критикой и только раз встретил в литературоведении возражение в этом пункте Бахтину: Бонецкая Н. К. Образ автора как эстетическая категория. В альманахе Контекст 1985. М., 1986. Очень, мол, жаль, что люди такие конъюнктурщики. А художественный смысл - единственен, точнее, русло, в котором его надо искать, единственное.
Я же всю жизнь исповедую веру, так сказать, Бонецкой.
Но кто я (да даже и Бонецкая) и кто Бахтин
Правда, он эволюционировал и не правил ранее написанного, и Бонецкая аккуратно отметила его ╚содержательную и мировоззренческую неоднородность╩ (Бонецкая Н. К. Эстетика М. Бахтина как логика формы II Бахтинология. Спб., 1995, С.51). Не без мути, то бишь, он. Так я и не унываю в своем одиночестве (90%-то считает, что это норма - разнотолки). Бодрюсь, по крайней мере. И стараюсь, сколько могу, не то что конъюнктурщиком не быть, а и быть объективным. Не скрывая, впрочем, своего мировоззрения. Оно рядом. А главное, что автор ╚хотел сказать╩ художественным способом.
Художественным!
Я не смог увидеть художественности в рассказе ╚Дедушка Голодный╩. Увидел бы не стал бы спорить с читателями, а написал бы статью, в которой воспарил бы от цитат до озарения касательно художественного смысла. И что б мне тогда было до чьих-то толков
Но и в нехудожественной вещи бывает подсознательная составляющая. Она меня и дернула за язык. В рубрику ж ╚Рассказы╩ все-таки это поставлено Не ╚художественную правду╩ я прояснял людям, и так ее понявшим, а подсознательную правду людям ее не понявшим, тенденциозным. Не удалось. Сдаюсь.
А осопорить действительно можно все. Важна для этого нацеленность на спор, а не на правду. В споре истина не рождается.
- ОС.
Дорогой Друг! Как всегда благодарю за высокое внимание.
- Уважаемый С. Воложин. Ваши взгляды верны, но на столько, насколько верна теория. Практически же важно знать, - чтобы понять суть произведения, а не оценить только его художественную ценность, - какие темы являются приоритетными для автора, какие взгляды и познания он имеет. Это связано не с формой, а с содержанием. Одного или двух рассказов недостаточно, чтобы оценить степень доверия к уму автора и уровню его как собеседника, а так же важно понимать, мировоззрение писателя. Еще более это важно для качественного восприятия, если автор как Бурщенко выдает только готовые решения, но не пускает вас на свою кухню, не создает визуализации своего мироощущения. Если взять Борхеса, то не зная его биографии и его взглядов, не легко по одному рассказу понять, что же на самом деле имел в виду автор. Другое дело, если среду создает автор сам, преподнося свои переживания через описание и развитие характеров и событий. Здесь же (в случае с "защитой собак" и пр.) мы имеем набор маркеров и не более. В любом случае, чтобы оценить, надо "видеть" рассказчика, и эта потребность происходит от сущности такой формы как рассказ.
Ну ладно Чехов или Шукшин. А если читать Джойса? Нет, временной и автобиографический контекст имеют прямое отношение к теме, к содержанию и даже к форме, они не обязательны для самого произведения как какой-то довесок, но необходимы для читателя, который хочет лучше уяснить смысл прочитанного.
А то, что автор не есть герой произведения... дальше хотел сгрубить, но не буду. Просто я часто не высказываю свое мнение авторам, считая, что это должно чувствовать самому пишущему. И пошлостью не называю - пошлось это когда мы получаем от неэстетичного удовольствие.
- Могучий многоемкий труд. Сколько сил порой тратится на логику, скрипение мозгами, поиски, разгон, а потом, как самолет, раз, и оторвался, и полетел, и увидел...
- Всё очень точно. "Молодца, Максимка!" Эйснер.
- Хорошо. Толково. Так оно и есть.
- 2 "Мимо проходил"
Спасибо.
- Спасибо на добром слове. Не унывай там.Эйснер.
- Куклину. В литературе встречаются и Гобсеки. Хватит уже про тестя я же не навязываю вам ╚Простоквашу╩ своего рода и лично свою. Герой моего ╚анекдота╩ симпатичен многим (и мне тоже) только потому, что получился гимн, только не мерзости (горжусь, что сумела). Чистый, как стёклышко, рассказ заполитизировали те, кто и сегодня всё ещё делит людей на ╚наших╩ и ╚ваших╩. И это самая страшная беда.
Воложину. Теперь верю, что Вы не некий другой, а именно Воложин, но во многом с вами не согласна. Мне симпатична мысль "личность автора дело подсобное, а не ╚первый критерий художественной правды╩. Поэтому "и не дано предугадать..." Но!.. "Художественную правду╩ находит конъюнктура. Такую, какую ей хочется. Против этого бунтовали даже великие. Цитировать можно (и нужно!), но опять же... любую цитату можно оспорить.
- Уважаемый Александр, предложенный вами адрес открыть не смог, зато прочел "Я буду ездить на форде". Что могу сказать? Написано правдиво и достоверно. Характеры героев рельефны. Достойная вещь. Однажды мне попалась книженция В. Кунина "Наши на Мариенплатц" вот уж где чушь собачачья! А вы, Александр, писатель. И словом владеете и то о чем пишите - знаете.
- Спасибо, Саша, за хорошие слова. Только передач не надо и от берлинцев. Я твердо решил устроить голодовку, ибо почитаю себя преследуемым по национальному признаку и за политические воззрения. Так же считают и более 600 членов Союза писателей России, подписавших отправлденное в берлинский суд письмо протеста. Будь я лицом богоизбранной национальности, знаете как это бы проняло крысиные души? А от русских писателей они просто отплюнулись. И объяснения, отчего это вдруг немецкая Фемида взяла на себя роль цензора русской литературы, не дала. А к голодающим зэкам посетителей не пускают. Только священников и социалпедагогов. Любопытно будет потрепаться, не находите? Валерий
- АРГОШЕ, ШНАЙДЕР и ЭЙСНЕРУ
1. Знаете, дорогой Аргоша, вы правы, отметив некорректность мою в отношении вашего псевдонима. Особенно в момент, когда вы впервые за несколько лет не выступили на стороне моих оппонентов и не позволили себе высказаться с радостью либо со злорадством по поводу моей неизбежной отсидки, как это сделали несколько лиц, с которыми мы даже и не спорили никогда. Виноват, увлекся, простите. Случайно взгляд упал на посылку с этим самым собачьим шампунем от блох, присланным мне из Ленинграда людьми, которых я не знаю, с приветом от давнего знакомого и с просьбой походатайствовать перед местными торговцами такого рода товарами, чтобы они заключили с ленинградцами договор. Я ответил им по телефону, что коммерсантом не был никогда, связей в бизнесе не имею, получил ответ, что тогда пусть посылка останется у меня, у фирмы нет средств оплачивать возвращение ее в Россию. Вот и пялюсь теперь на нее, стоящую у меня в кабинете, отпугивающую моих кошек, а тут к слову пришлись вы и поехало. Извините меня, ради Бога. Не ваша вина в том, что самоназвание ваше так понравилось вашим землякам. Или слово это очень расхоже в ваших кругах? Или так много лиц, почитающих себя современными аргонавтами? Скорее всего, это дурацкое стечение обстоятельств.
Что касается вашего замечания о рефрене в виде 13 и так далее дней до Моабита, то тут никакого криминала нет. Я слегка рассеян, могу и забыть о дате. А это неизбежно привлечет полицию ко мне в дом и, как писал полтора года тому назад один из русских немцев, к заламыванию мне рук и к наручникам. Признаюсь, подобный расклад меня бы потешил, но жену бы мою оскорбил, а любопытство соседей может привести ее к нервным перегрузкам. Потому порядочнее было бы понадеяться на посетителей ДК, которые, как добрые товарищи, проследят за тем, чтобы я попал, куда надо в нужное время. К тому же подобного рода рефрен имеет своего рода аллегорическое значение. Помните ╚Невермор╩ у Э. По в ╚Вороне╩? Почему американцу можно, а немецкому русскому нельзя? В конце концов, вкупе с этим напоминанием дискуссия на тему качества и характера одной из линий литературного процесса в русской литературе 21 века, этот рефрен приобретает значение, которое может оценить будущий литературный историк либо литературный критик, который заинтересуется этой темой для написания, например, главы в своей диссертации. Так что разрешите мне, пожалуйста, все-таки следить таким образом за календарем, потерпите чуть-чуть. Недолго осталось. Через двенадцать дней колодец иссякнет. И еще прошу вас обратить внимание на публикацию в ╚Расплетайке╩ новых стихов Н. Рунде. Думаю, вашим внучкам они понравятся. Моим внукам я читал эти стихи по телефону. Они были в восторге. Здоровья внучкам вашим. Валерий
2. Антонина Адольфовна, вы зря кипятитесь. У меня и в мыслях не было делать рекламу вашему произведению. Мне просто не были никогда любезны дармоеды и жулики. Мне даже тот человек, который меня сует сейчас в тюрьму, симпатичен тем, что он трудоголик. Не я первым использовал имя моего тестя в этой дискуссии, но я первым ощутил, что симпатии к вашему герою со стороны русских немцев только потому, что он русский немец, не только опасны с социальной стороны, но и оскорбительны для таких русских немцев, как мой тесть и моя теща, которые всегда трудились, изматывая себе жилы, и в сибирской тайге, и в степях да пустынях Казахстана. Мой тесть, будучи прорабом колхоза, всегда выписывал со склада стройматериал для ремонта или постройки дома, ни разу не взял бесплатно ни одного гвоздя, чем вызывал гнев лиц, подобных герою вашего рассказа. Если согласиться с авторской оценкой дГ-о, то надо признать моего тестя ничтожеством, ибо он никого никогда не убил, ничего не клянчил, сам построил пять домов, стал отцом семи детей (один погиб в советской армии, но спас несколько молодых солдат, то бишь - по логике вашего героя совершил преступление), дедом 21 внука и прадедом уже 17 правнуков. Пять немцев, служивших в Таласской МТС в 1946-1957 годах обеспечивали вовремя пахоту и уборку зерновых целого района площадью в добрую треть Германии, а ордена, как водится, получали казахи. Но разве в орденах дело? Разве мой тесть и моя теща, бывшая всегда ему опорой и верной супругой, жизнь прожили зря? Мне за честь их, поруганную перестройкой и такого рода произведениями, как ваше, обидно. Прочитайте, пожалуйста, рассказ о них коротенький, всего несколько строк - в здешней подборке ╚Пять историй о деньгах╩. Называется ╚Деньги за корову╩. Может, тогда и поймете, почему быть паразитом либо тунеядцем плохо, а честно работать хорошо.
3. Володя, здравствуй. Закругляюсь с этой дискуссией. Не потому, что тема исчерпала себя, а просто надоело. Ты можешь написать в ответ, но я промолчу. Пусть слово последнее останется за тобой. Но перед твоим последним словом мне хотелось бы обратить твое внимание на то, что А. Чехов был, по существу, великим мизантропом, и именно поэтому, мне кажется, и стал любимцем немецкой интеллигенции. Все персонажи его в той или иной мере гадки и мерзостны, все несут в себе массу патологий, сознание и души их извращены А мы почитаем его писателем-гуманистом, цитируем его слова из писем, в которых он выступает совсем иным человеком, нежели в качестве прозаика либо драматурга. Отчего так? Мне кажется, я понял. А может, изобрел велосипед. В своих произведениях в качестве автора (в том числе и автора ремарок в пьесах) он всегда дистанцирует себя от своих героев, всегда как бы надстоит над ними или, в крайнем случае, находится в стороне. Мы никогда не сможем идентифицировать его с его персонажами в полной мере. Обсуждаемый вот уже третью неделю рассказ твоей подопечной написан с любовью к главному персонажу и с сердечной привязанностью к нему. И потому вызывает чувство естественной привязанности к оному субъекту и с твоей стороны, что вы все трое, в первую очередь, видите себя русскими немцами, а потом людьми вообще. В результате, всякая критика по отношению к персонажу вымышленному и даже не выписанному как следует, воспринимается вами, как оскорбление личное, не имеющее никакого отношения к произведению литературы, если таковым можно назвать обсуждаемый анекдот. При этом обрати внимание в основе этой защиты лежит исключительно один пункт в виде признания своей национальной исключительности, других аргументов просто не приводится. Между тем, было бы очень важно понять такую, например, странность, как совершение ПОСТУПКА в виде убийства лицом, которое изначально предоставлен нам, как НЕСПОСОБНОЕ НА ПОСТУПОК. Вот ты профессиональный охотник, убивший массу зверья, мог бы словно мимоходом пришибить человека табуретом, а потом быстро оформить все необходимые для побега документы и, прихватив бабу покрасивее, отправиться в глубокий тыл побираться дальше? Ты вон и сейчас тачки таскаешь, горб ломаешь, гордишься этим (Кстати, напиши, пожалуйста, об этих раскопках очерк, а), но почему-то почитаешь некому притворщику, который сытее тебя и моложе тебя, притворяться дедушкой Голодным, садиться поверх груды везомой тобой земли в тачку и, свесив ноги до земли, тормозя, еще и клянчит у тебя же крохи тобой заработанного хлеба. Все бы ничего, но автор на стороне прохвоста и убийцы. Вот, что, на мой взгляд, плохо. Удачи тебе. Желаю творческих благ. Валерий
- Дорогая Татьяна!
Вот, я с первой оказаей в Интернете и сразу Вам отвечаю. У меня пока два "постоянных читателя", и Вы - одна из них двоих. Господи, помилуй рабу твою Татьяну, просвети, вразуми, исцели!
Молитва в мусульманстве играет роль обряда. Там нет того, что называется "умное делание". Мистика, конкретная мистическая практика мусульманства, постороена на игре с бессознательным, а не на борьбе с ним. Конечно, это игра очень сложная и тонкая, и обоюдо опасная для обоих участников. Мистик прикасается к тому, что противно Аллаху, но имя Аллаха для бессознательного тоже страшно.
Но если говорить об обряде, мусульмане лишены главного обряда Праволсавия - они не призывают Имя Христово. Будучи лишены этого главного оружия, они проигрывают духовную брань с бессознательным, но имеют иллюзию победы. В Православии это называется техническим термином "прелесть" (прельщение). Первым был Магомет.
Что касается святого мученика Царя Николая, он достиг "цели христианской жизни" уже при смерти, как и многие мученики. Блаженны умирающие за Христа, ибо в страшный смертный час они получают Благодать и восходят к свету! И смерть становится торжеством и победой. Кровь омывает грехи. Впрочем, у Царя было очень мало грехов по сравнению с нами.
- Интересная подборка.
- Очень толковое, убедительное художественное произведение!
- В. Куклину.
Ох, Валерий, жил бы я поближе к Берлину, носил бы Вам передачки. Но, честно признаюсь, не каждый день.
Назад
Далее