Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило | | человек. |
- Первые раскаты грома, возвещающие
бурю, раздаются в Х в. в Болгарии,
которая оказывает отчаянное сопротивление пытающейся поглотить
ее Византии.
Там пускает глубокие корни новое издание
павликианства - богомильское
учение, отражавшее настроения крестьян, выступавших против
феодального и
национального порабощения.
Сторонники этого учения отрицательно
относились к богатству и земным
благам, бедность рассматривали как высшую добродетель,
а некоторые из них
отрицали частную собственность. Богомилы отвергали
церковную обрядность,
таинства, мощи, иконы, крест, а церкви
и монастыри считали вотчинами
дьявола.
В болгарской церкви после завоевания
Болгарии Византией руководящие
посты занимали греки - ставленники византийского правительства.
Народ видел
в них чужеземцев, действовавших в интересах
Константинополя. Богомилы
активно участвовали в восстаниях против византийских властей.
Церковные и светские власти Византийской империи
преследовали богомилов
самым решительным образом. Их отлучали от церкви
и предавали анафеме,
заточали в тюрьмы, ссылали,
сжигали на кострах, их собственность
конфисковывалась. В 1111 г. в Константинополе был публично сожжен выдающийся
проповедник богомильства Василий. И все же, несмотря на жесточайший
террор,
властям не удалось истребить богомильство, просуществовавшее
на Балканах
вплоть до XIV в.
- Конец света не наступил, но элементы брожения
продолжали накапливаться.
Распад каролингской империи,
внутренняя феодальная междоусобица,
непрекращающиеся конфликты с арабами, норманнами,
венграми расшатывают
закостенелый феодальный порядок. Медленно, но неуклонно растут
города. Все
чаще и смелее выступают городские низы с протестом
против церковников,
неутомимо стригущих своих овечек. Другим элементом брожения
являлось само
папство, выросшее благодаря покровительству светских
феодалов - князей,
королей и императоров - в могучую
международную силу, располагавшую
огромными земельными и другими материальными
ценностями и стремившуюся к
главенствующей роли в феодальном мире. Стремление
папства к гегемонии
приводит его к столкновению со светской властью,
которая, защищая свои
интересы, иногда не прочь опереться на тех же еретиков.
Под действием непреложных законов исторического
развития противоречивые
силы феодального общества приходят
в движение. Меняется привычное
соотношение классов и различных социальных слоев,
нарушаются традиционные
социальные устои, подвергаются переоценке
старые понятия, незыблемые
церковные догмы. Антифеодальные движения принимают форму религиозных
ересей.
- ПРЕДВЕСТНИКИ НОВОЙ БУРИ
Второе тысячелетие западный
христианский мир встречал в смутной
тревоге. От круглой цифры
"1000" веяло таинственными недобрыми
предзнаменованиями. "...По всей Европе,- пишет
Гегель,- распространился
всеобщий страх, вызванный ожиданием приближающегося страшного суда
и верой в
близкую гибель мира. Чувство
страха побуждало людей совершать
бессмысленнейшие поступки. Некоторые дарили
все свое имущество церкви и
проводили всю жизнь в покаянии, большинство
предавалось распутству и
проматывало свое имущество. При этом только
церковь выиграла благодаря
дарениям и завещаниям".
Конец света не наступил, но элементы брожения
продолжали накапливаться.
Распад каролингской империи,
внутренняя феодальная междоусобица,
непрекращающиеся конфликты с арабами, норманнами,
венграми расшатывают
закостенелый феодальный порядок. Медленно, но неуклонно растут
города.
- Мне по душе пришлись описания природы. Возможно, мое собственное
восприятие несколько схоже с таковым у автора.
По сути: очень много есть мыслей, хотел написать, но потом
передумал. Мировоззрение каждого человека складывается и
изменяется в течение всей жизни. Хочется пожелать автору,
чтобы то, к чему он пришел, было окончательным.
Немного пугает категоричность отдельных сентенций.
"Вот и мне не доводилось наяву видеть ничего серьезного, кроме как летающих ведьм и балующих
домовых" ???!!! Я был бы крайне признателен, если бы уважаемый
автор поделился со мной таким своим опытом. Со своей стороны
обещаю, что не будет скептицизма. Если Вы согласны, я буду
ждать письма на e-mail, в ДК это обнародовать, конечно, не
стоит.
С почтением
- vaso16 (27747)
В том и есть основная идея, чтобы понять, что готовых специалистов нет, надо впервые собирать разнопрофессиональных и разнодисциплинарных людей и делать не столько "специалистов", сколько сам комплексный коллектив: физиков, географов, методологов, политологов и геополитиков, системных интеграторов, представителей всех "силовых ведомств" и разных видов вооруженных сил, представителей ведущих отраслей "оборонки", авиакосмоса и связи... Т.е. людей надо сначала под оргпроект отбирать, а затем уже "выращивать" коллектив.
Сам коллектив должен работать на основе современных интенсивных конференций и игр (типа организационно-деятельностных).
Ничего по-другому не будет, кроме ФДП (фиктивно-демонстративного продукта) или симуляции деятельности.
... Для оценки современного уровня мышления в рамках подобных задач советую посмотреть свежий доклад РЭНД-корпорации по защите "родной земли" США Protecting the Homeland: Insights from Army Wargames - http://www.rand.org/publications/MR/MR1490/
- Считаю, что независимую общественную структуру, занимающуюся вопросами собственно только оборонной безопасности давно созрела необходимость создать. Настораживает другое - зачем тут президент??? Очевидно, чтобы выделить деньги на очередной проект. Т.е. подобное письмо по своей сути лоббистское. Действительно создать интернет-форум по актуальным вопросам на том же НВО - плевое дело, а затем через Лигу оборонных предприятий выбить деньги (непросто, но можно - для себя ведь стараются) и уже можно привлекать специалистов. Хотя возникает вопрос: где Вы их возьмете - если они и так уже или пишут докладные в действующих органах власти или испарились из ОПК и возврату не подлежат.
- Железные тиски феодального порабощения казались
вечными и незыблемыми
крестьянским массам. Оставался только один выход, одна
надежда: бежать в
другой мир - мистический, мир религиозных грез и сновидений.
Феодальный порядок, укрепившийся с благословения
церкви и при ее прямом
участии, зиждился, как и предшествующий ему рабовладельческий
строй, на
порабощении и эксплуатации народных масс. Когда в недрах
феодального строя
станут возникать новые общественные отношения и
народные массы в лице
крестьян и горожан пробудятся от вековой спячки и вновь
придут в движение,
их гнев будет направлен в первую очередь против
духовенства - епископов,
аббатов, монахов, которые вели привольную жизнь за
счет народа, освящали
социальный гнет, погрязли в пороках, против нового Вавилона -
католического
Рима, против нового Антихриста - папы римского.
И тогда возникнут новые
ереси, и тогда для борьбы с ними будет создана "святая" инквизиция...
- Ивану Грозному, из 6-й палаты.
Правильно товарищ! Да здравствует Свобода, Равентство, Братство!
Мюрат Робеспьер, из 8-й палаты.
- Закон против манихеев является как
бы прообразом будущей инквизиции.
Впервые в истории империи последователи негосударственного
религиозного
культа возводились в степень государственных
преступников и учреждался
специальный тайный следовательский аппарат с неограниченными
полномочиями
для их выявления и наказания. Впоследствии,
когда возникнет инквизиция,
церковные апологеты будут для ее оправдания ссылаться именно на этот
закон.
С переносом столицы империи
в Константинополь (в 330 г.) Италия
постепенно становится западной окраиной государства,
которую стремятся
разорить и покорить воинствующие племена, наступающие из
глубин Европы. Их
заветная мечта: дойти до Рима и завладеть его несметными богатствами.
Между
тем империя уже не обладала достаточной вооруженной силой, чтобы обезопасить
Вечный город от набегов варварских орд. Постепенно главной
фигурой в Риме
становится римский епископ - папа, в руки которого перешла
политическая и
экономическая власть в городе.
Пребывание императора в далеком
Константинополе, связь с которым все больше и больше затруднялась (на
дорогу
между старой и новой столицей уходило 3
месяца), а затем окончательное
разделение империи в 395 г. на Восточную (Византию) и Западную
империи было
на руку папе римскому. Когда варвары подходили к стенам города, папа
вступал
с ними в переговоры, "умиротворял" их. (Это не помешало варварам
дважды - в
410 и 452 гг.- взять Рим, ограбить и разорить его.)
Авторитет и положение римского епископа (папы)
еще больше укрепились в
конце V в., когда Западная Римская империя перестала существовать.
Варвары,
унаследовавшие ее, принимают религию побежденных.
Они считаются с папой
римским, а не с императором. Король франков
Хлодвиг (481-511) принял
христианство и провозгласил себя
защитником римской церкви. Однако
понадобится еще два с половиной столетия, чтобы папа
римский прибавил к
своей церковной тиаре корону светского правителя. Это
произошло в 756 г.,
когда франкский король Пипин Короткий (741-768), коронованный в 754
г. папой
Стефаном III, после разгрома лангобардов отдал папе отвоеванные у них
земли:
почти всю Северную и Центральную Италию, включая Венецию,
Парму, Мантую, а
также остров Корсику. Теперь папа обладал
значительной частью Италии,
Сицилией, ему принадлежали, кроме этого, обширные
земельные владения в
Испании.
Возвышение папства совпало с подавлением
последней раннесредневековой
ереси - адопционистов, возникшей в Испании в VIII в. Сторонники этого
учения
утверждали, что Христос по своей человеческой
природе был сыном божьим
только по усыновлению (adoptio). Собор, созванный папой Львом
III в Риме,
предал еретиков анафеме, и вскоре эта ересь перестала существовать.
В условиях феодализма церковь
в странах Западной Европы приобрела
огромную власть и несметные богатства. Она превратилась, по словам
Энгельса,
в наиболее общий синтез и наиболее общую санкцию существующего
феодального
строя. Крупные феодалы-эксплуататоры становились
церковными иерархами и
наоборот. Вся умственная жизнь общества оказалась под контролем церкви.
Оппозиционные, эгалитарные устремления, принимавшие
в IV-V вв. форму
ересей, теперь были загнаны в прокрустово
ложе монашеского движения,
отшельничества, отказа от активного воздействия на окружающий
человека мир.
Железные тиски феодального порабощения казались
вечными и незыблемыми
крестьянским массам. Оставался только один выход, одна
надежда: бежать в
другой мир - мистический, мир религиозных грез и сновидений.
- Сказать можно все что угодно.
История же инквизиции показывает, что
подобного рода "теоретики" редко меняют свои
изуверские взгляды, их не
пугает "практика";
муки еретиков только услаждают
душу этих праведников, для которых
конечная цель все, а кровь, пролитая во имя ее,- ничто...
Спарроу-Симпсон и ему подобные прекрасно
знают это, и если они с таким
усердием выгораживают Августина, то только для того, чтобы сузить инквизицию
до ее средневековых рамок, доказать, что она была
хотя и прискорбным, но
всего лишь случайным эпизодом в истории
церкви, в то время как в
действительности она, вплоть до самого последнего времени, была неотъемлемым
и постоянным атрибутом ее деятельности.
Августин не был одинок
в своей проповеди крестового похода против
еретиков. Его современник "святой" Иероним (около 342-420) призывал
во имя
спасения души умертвить Вигилянция, пресвитера Аквитании, которого
обвинил в
отрицании культа реликвий святых и мучеников. Иероним доказывал,
что такое
проявление рвения в деле защиты "божьего дела"
не есть жестокость, ибо
покарание грешника является лучшей формой
благочестия; оно ведет через
смерть тела к спасению, бессмертию души.
Христианская церковь, став союзницей императорской
власти, опиралась на
ее помощь в подавлении своих соперников
- языческих и других культов и
внутренней оппозиции - многочисленных еретических течений. По
ее наущению
римский император Феодосий I (379-395),
при котором христианство было
признано государственной религией, запретил языческие культы
и конфисковал
земли языческих храмов в пользу христианской церкви.
Благодарная церковь
провозгласила его "великим".
В 382 г. Феодосий I издал ряд эдиктов (указов)
о преследовании манихеев
(и язычников), согласно которым они присуждались
к смертной казни, а их
имущество подлежало конфискации в пользу
государства. Закон обязывал
префектов преторий назначать инквизиторов (следователей)
и доносчиков
(тайных агентов) для розыска потайных манихеев.
Закон против манихеев является как бы
прообразом будущей инквизиции.
Впервые в истории империи последователи негосударственного
религиозного
культа возводились в степень государственных
преступников и учреждался
специальный тайный следовательский аппарат с неограниченными
полномочиями
для их выявления и наказания. Впоследствии,
когда возникнет инквизиция,
церковные апологеты будут для ее оправдания ссылаться именно на этот
закон.
- Мы перечислили далеко не все ереси, которые
раздирали как раннее, так и
позднейшее христианство. Под внешней религиозной оболочкой борьба
велась за
вполне материальные интересы людей, различных общественных классов.
Церковная иерархия,
интересы которой отождествлялись
с
эксплуататорскими классами, всегда вела ожесточенную борьбу с ересями.
Однако неспособность справиться
с ними мирными средствами все больше
убеждала церковных иерархов в необходимости применения к ним
насильственных
мер воздействия.
Одним из первых богословов, обосновавших
необходимость применения к
еретикам силы, вплоть до их физического уничтожения, был Августин (354-430),
"доктор Церкви", крупнейший христианский теолог периода раннего
феодализма,
возведенный церковью в ранг блаженных и почитаемый
ею по сей день как
непреложный богословский авторитет.
Августин в молодости был сторонником манихейства.
Отказавшись впоследствии от
своих еретических взглядов, он повел
энергичную борьбу против донатистов,
ариан, манихеев, пелагианцев и
последователей других еретических учении,
раздиравших в то время
христианский мир.
Взгляды Августина на борьбу с еретиками
претерпели три стадии. Вначале
он пытался как бы средствами пропаганды - путем
богословской полемики -
переубедить донатистов и других вероотступников. Затем
стал рекомендовать
относиться к ним с "ограниченной строгостью" (temperata severitas),
то есть
применять к ним всякого рода репрессии, за исключением
пыток и смертной
казни. Под конец Августин стал
ратовать за применение всех средств
воздействия к еретикам, включая пытки и казнь, чем вполне заслужил
"славу"
первого "идеолога" инквизиции.
Как же аргументировал этот
"доктор церкви" необходимость принятия
крутых мер по отношению к еретикам? Аргументы
его были двоякого вида:
церковные и мирские. Ссылаясь на уже цитированные
нами места Ветхого и
Нового заветов о расправах с вероотступниками,
Августин делал следующий
вывод: христианская любовь к ближнему
обязывает не только помогать
вероотступнику спасти самого себя, но и принуждать
его к этому, если он
добровольно отказывается отречься от своих пагубных воззрений.
Августин уподоблял еретиков заблудшим овцам,
а церковников - пастухам,
обязанность которых вернуть этих овец в стадо, пуская в ход, если надо,
кнут
и палку. Нет необходимости казнить заблудшую овцу,
достаточно ее высечь,
чтобы как следует проучить.
Порка не такое уж строгое наказание,
ведь порют же своих непокорных
детей родители, непослушных учеников
- учителя, и даже епископы,
возглавляющие светские суды, присуждают к порке обычных правонарушителей.
Законно с этой целью применять
и пытки, наносящие вред всего лишь
грешной плоти - "темнице души", если с их помощью можно
возвратить еретика
на путь истинный.
Если, согласно библейскому учению, неверная
жена подлежит наказанию, то
с тем большим основанием подлежит наказанию изменяющий
церковным догматам
вероотступник. Неважно, уверял Августин, что
еретик откажется от своей
ложной веры из-за страха перед наказанием,- "совершенная
любовь в конечном
итоге победит страх". Церковь вправе заставить силой
своих блудных сынов
вернуться в ее лоно, если они заставляют других губить свои души.
Логический вывод из такого умствования:
лучше сжечь еретика, чем дать
ему возможность "костенеть в заблуждениях". "Они
(еретики.-И. Г.),-писал
Августин,- убивают души людей, в то время
как власти только подвергают
пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются,
когда власти
осуждают их на временную смерть". По Августину, наказание ереси
- не зло, а
"акт любви".
Исчерпав таким образом богословские
аргументы в пользу своего тезиса и
как бы сомневаясь в их убедительности, Августин переходит
к рассмотрению
этой проблемы с прагматической точки зрения. О действенности мер судят
по их
результатам. Применять насилие к вероотступникам
церкви выгодно, ибо это
приносит желанный результат. Угроза пыток и смерти
ставит вероотступника
перед выбором: пребывать в своем заблуждении, пройти "через горнило
мучений"
и лишиться жизни или "стать умнее" - отречься от ложных учений и вернуться
в
лоно церкви. Многие еретики избегают сделать такой выбор из-за
свойственной
людям в делах веры нерешительности или опасений заслужить
презрение своих
единоверцев. Чтобы решиться, им нужен толчок, коим
и является применение
"сильных лекарств", рекомендуемых этим "доктором церкви".
Средневековые инквизиторы ссылались
на авторитет Августина, стремясь
оправдать пытки и костры. Однако современные апологеты церкви пытаются
смыть
с Августина черное пятно предтечи инквизиции.
Один из таких "обелителей" Августина
англичанин У. Дж. Спарроу-Симпсон
рассуждает так: "Трудно быть более антиисторичным
и более несправедливым,
чем представляя Августина преждевременно родившимся Торквемадой. То,
что его
несчастное ошибочное толкование библейских
слов явилось убийственным
прецедентом и привело к печальным последствиям,
к сожалению, как это ни
больно признать,- правда. Но Августин не единственный
великий мыслитель,
который не смог предвидеть всех последствий
своего учения, последствий,
которые, можно смело сказать, никто другой не осудил бы
столь решительно,
чем он сам".
Сказать можно все что угодно.
История же инквизиции показывает, что
подобного рода "теоретики" редко меняют свои
изуверские взгляды, их не
пугает "практика";
муки еретиков только услаждают
душу этих праведников, для которых
конечная цель все, а кровь, пролитая во имя ее,- ничто...
Спарроу-Симпсон и ему подобные прекрасно
знают это, и если они с таким
усердием выгораживают Августина, то только для того, чтобы сузить инквизицию
до ее средневековых рамок, доказать, что она была
хотя и прискорбным, но
всего лишь случайным эпизодом в истории
церкви, в то время как в
действительности она, вплоть до самого последнего времени, была неотъемлемым
и постоянным атрибутом ее деятельности.
- Новые ереси возникли в
процессе и в связи с выработкой
основ
христианского вероучения. В начале IV в.- это прежде всего арианская
ересь.
Арианство зародилось в Египте, его основоположником
был александрийский
священник Арий, живший во второй половине III - начале IV в.
Арий находился
под влиянием античной философии. Он считал, что Иисус Христос
- существо не
предвечное, а сотворенное богом, он подобен, но не равен богу.
Несмотря на осуждение арианства Никейским
(325) и Константинопольским
(381) соборами и жестокие преследования, арианство еще долго
оказывало свое
влияние на христологические споры.
В V в. возникла несторианская ересь,
основателем которой был Несторий,
патриарх Константинопольский. Он считал, что в Христе - два отдельных
лица,
божественное и человеческое, что сын божий соединился с
человеком Иисусом.
Следовательно, Иисус Христос был обыкновенным
человеком, а мать его не
богородицей, а человекородицей, так как родила человека,
а не сына божия.
Учение Нестория было признано еретическим и осуждено
на III вселенском
соборе в Эфессе в 431 г. Против несториан
начались гонения, вынудившие
многих из них бежать за пределы империи.
На том же Эфесском соборе была осуждена пелагианская
ересь, зачинателем
которой был британский монах Пелагий (около 360 -
около 418), отрицавший
церковную доктрину о первородном грехе. Он утверждал,
что верующие могут
спастись по своей воле помимо церкви. После
осуждения Пелагия возникла
"полупелагианская" ересь - попытка примирить учение Пелагия с церковью,
но и
она была осуждена, а ее сторонники подверглись преследованиям.
В IV в., кроме арианства, много
хлопот доставило церкви манихейское
дуалистическое учение, возникшее столетием
раньше в Иране и быстро
распространившееся в Азии и Европе.
Основателем манихейства считается перс Мани
(около 215-276), обвиненный
в ереси и казненный иранским шахом. Манихеи
проповедовали, что в мире
происходит постоянная борьба света и тьмы, бога и
дьявола, что окружающий
мир - воплощение зла и задача человека - содействовать торжеству
света. Эту
цель можно достигнуть, по учению
манихейства, соблюдением аскетизма,
безбрачия, отрицанием богатств и даже частной собственности. Такой
праведный
образ жизни был обязателен только для "избранных" - манихейских
монахов, в
число которых рядовые верующие вступали на старости лет.
Манихейство пустило глубокие корни,
особенно в Византийской империи,
где одна из его разновидностей - павликианство,
вопреки преследованиям,
сохраняло свои позиции еще в девятом веке.
Мы перечислили далеко не все ереси, которые
раздирали как раннее, так и
позднейшее христианство. Под внешней религиозной оболочкой борьба
велась за
вполне материальные интересы людей, различных общественных классов.
- Сказать можно все что угодно.
История же инквизиции показывает, что
подобного рода "теоретики" редко меняют свои
изуверские взгляды, их не
пугает "практика";
муки еретиков только услаждают
душу этих праведников, для которых
конечная цель все, а кровь, пролитая во имя ее,- ничто...
Спарроу-Симпсон и ему подобные прекрасно
знают это, и если они с таким
усердием выгораживают Августина, то только для того, чтобы сузить инквизицию
до ее средневековых рамок, доказать, что она была
хотя и прискорбным, но
всего лишь случайным эпизодом в истории
церкви, в то время как в
действительности она, вплоть до самого последнего времени, была неотъемлемым
и постоянным атрибутом ее деятельности.
Августин не был одинок
в своей проповеди крестового похода против
еретиков. Его современник "святой" Иероним (около 342-420) призывал
во имя
спасения души умертвить Вигилянция, пресвитера Аквитании, которого
обвинил в
отрицании культа реликвий святых и мучеников. Иероним доказывал,
что такое
проявление рвения в деле защиты "божьего дела"
не есть жестокость, ибо
покарание грешника является лучшей формой
благочестия; оно ведет через
смерть тела к спасению, бессмертию души.
Христианская церковь, став союзницей императорской
власти, опиралась на
ее помощь в подавлении своих соперников
- языческих и других культов и
внутренней оппозиции - многочисленных еретических течений. По
ее наущению
римский император Феодосий I (379-395),
при котором христианство было
признано государственной религией, запретил языческие культы
и конфисковал
земли языческих храмов в пользу христианской церкви.
Благодарная церковь
провозгласила его "великим".
В 382 г. Феодосий I издал ряд эдиктов (указов)
о преследовании манихеев
(и язычников), согласно которым они присуждались
к смертной казни, а их
имущество подлежало конфискации в пользу
государства. Закон обязывал
префектов преторий назначать инквизиторов (следователей)
и доносчиков
(тайных агентов) для розыска потайных манихеев.
Закон против манихеев является как бы
прообразом будущей инквизиции.
Впервые в истории империи последователи негосударственного
религиозного
культа возводились в степень государственных
преступников и учреждался
специальный тайный следовательский аппарат с неограниченными
полномочиями
для их выявления и наказания. Впоследствии,
когда возникнет инквизиция,
церковные апологеты будут для ее оправдания ссылаться именно на этот
закон.
- Мы перечислили далеко не все ереси, которые
раздирали как раннее, так и
позднейшее христианство. Под внешней религиозной оболочкой борьба
велась за
вполне материальные интересы людей, различных общественных классов.
Церковная иерархия,
интересы которой отождествлялись
с
эксплуататорскими классами, всегда вела ожесточенную борьбу с ересями.
Однако неспособность справиться
с ними мирными средствами все больше
убеждала церковных иерархов в необходимости применения к ним
насильственных
мер воздействия.
Одним из первых богословов, обосновавших
необходимость применения к
еретикам силы, вплоть до их физического уничтожения, был Августин (354-430),
"доктор Церкви", крупнейший христианский теолог периода раннего
феодализма,
возведенный церковью в ранг блаженных и почитаемый
ею по сей день как
непреложный богословский авторитет.
Августин в молодости был сторонником манихейства.
Отказавшись впоследствии от
своих еретических взглядов, он повел
энергичную борьбу против донатистов,
ариан, манихеев, пелагианцев и
последователей других еретических учении,
раздиравших в то время
христианский мир.
Взгляды Августина на борьбу с еретиками
претерпели три стадии. Вначале
он пытался как бы средствами пропаганды - путем
богословской полемики -
переубедить донатистов и других вероотступников. Затем
стал рекомендовать
относиться к ним с "ограниченной строгостью" (temperata severitas),
то есть
применять к ним всякого рода репрессии, за исключением
пыток и смертной
казни. Под конец Августин стал
ратовать за применение всех средств
воздействия к еретикам, включая пытки и казнь, чем вполне заслужил
"славу"
первого "идеолога" инквизиции.
Как же аргументировал этот
"доктор церкви" необходимость принятия
крутых мер по отношению к еретикам? Аргументы
его были двоякого вида:
церковные и мирские. Ссылаясь на уже цитированные
нами места Ветхого и
Нового заветов о расправах с вероотступниками,
Августин делал следующий
вывод: христианская любовь к ближнему
обязывает не только помогать
вероотступнику спасти самого себя, но и принуждать
его к этому, если он
добровольно отказывается отречься от своих пагубных воззрений.
Августин уподоблял еретиков заблудшим овцам,
а церковников - пастухам,
обязанность которых вернуть этих овец в стадо, пуская в ход, если надо,
кнут
и палку. Нет необходимости казнить заблудшую овцу,
достаточно ее высечь,
чтобы как следует проучить.
Порка не такое уж строгое наказание,
ведь порют же своих непокорных
детей родители, непослушных учеников
- учителя, и даже епископы,
возглавляющие светские суды, присуждают к порке обычных правонарушителей.
Законно с этой целью применять
и пытки, наносящие вред всего лишь
грешной плоти - "темнице души", если с их помощью можно
возвратить еретика
на путь истинный.
Если, согласно библейскому учению, неверная
жена подлежит наказанию, то
с тем большим основанием подлежит наказанию изменяющий
церковным догматам
вероотступник. Неважно, уверял Августин, что
еретик откажется от своей
ложной веры из-за страха перед наказанием,- "совершенная
любовь в конечном
итоге победит страх". Церковь вправе заставить силой
своих блудных сынов
вернуться в ее лоно, если они заставляют других губить свои души.
Логический вывод из такого умствования:
лучше сжечь еретика, чем дать
ему возможность "костенеть в заблуждениях". "Они
(еретики.-И. Г.),-писал
Августин,- убивают души людей, в то время
как власти только подвергают
пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются,
когда власти
осуждают их на временную смерть". По Августину, наказание ереси
- не зло, а
"акт любви".
Исчерпав таким образом богословские
аргументы в пользу своего тезиса и
как бы сомневаясь в их убедительности, Августин переходит
к рассмотрению
этой проблемы с прагматической точки зрения. О действенности мер судят
по их
результатам. Применять насилие к вероотступникам
церкви выгодно, ибо это
приносит желанный результат. Угроза пыток и смерти
ставит вероотступника
перед выбором: пребывать в своем заблуждении, пройти "через горнило
мучений"
и лишиться жизни или "стать умнее" - отречься от ложных учений и вернуться
в
лоно церкви. Многие еретики избегают сделать такой выбор из-за
свойственной
людям в делах веры нерешительности или опасений заслужить
презрение своих
единоверцев. Чтобы решиться, им нужен толчок, коим
и является применение
"сильных лекарств", рекомендуемых этим "доктором церкви".
Средневековые инквизиторы ссылались
на авторитет Августина, стремясь
оправдать пытки и костры. Однако современные апологеты церкви пытаются
смыть
с Августина черное пятно предтечи инквизиции.
Один из таких "обелителей" Августина
англичанин У. Дж. Спарроу-Симпсон
рассуждает так: "Трудно быть более антиисторичным
и более несправедливым,
чем представляя Августина преждевременно родившимся Торквемадой. То,
что его
несчастное ошибочное толкование библейских
слов явилось убийственным
прецедентом и привело к печальным последствиям,
к сожалению, как это ни
больно признать,- правда. Но Августин не единственный
великий мыслитель,
который не смог предвидеть всех последствий
своего учения, последствий,
которые, можно смело сказать, никто другой не осудил бы
столь решительно,
чем он сам".
Сказать можно все что угодно.
История же инквизиции показывает, что
подобного рода "теоретики" редко меняют свои
изуверские взгляды, их не
пугает "практика";
муки еретиков только услаждают
душу этих праведников, для которых
конечная цель все, а кровь, пролитая во имя ее,- ничто...
Спарроу-Симпсон и ему подобные прекрасно
знают это, и если они с таким
усердием выгораживают Августина, то только для того, чтобы сузить инквизицию
до ее средневековых рамок, доказать, что она была
хотя и прискорбным, но
всего лишь случайным эпизодом в истории
церкви, в то время как в
действительности она, вплоть до самого последнего времени, была неотъемлемым
и постоянным атрибутом ее деятельности.
- Новые ереси возникли в
процессе и в связи с выработкой
основ
христианского вероучения. В начале IV в.- это прежде всего арианская
ересь.
Арианство зародилось в Египте, его основоположником
был александрийский
священник Арий, живший во второй половине III - начале IV в.
Арий находился
под влиянием античной философии. Он считал, что Иисус Христос
- существо не
предвечное, а сотворенное богом, он подобен, но не равен богу.
Несмотря на осуждение арианства Никейским
(325) и Константинопольским
(381) соборами и жестокие преследования, арианство еще долго
оказывало свое
влияние на христологические споры.
В V в. возникла несторианская ересь,
основателем которой был Несторий,
патриарх Константинопольский. Он считал, что в Христе - два отдельных
лица,
божественное и человеческое, что сын божий соединился с
человеком Иисусом.
Следовательно, Иисус Христос был обыкновенным
человеком, а мать его не
богородицей, а человекородицей, так как родила человека,
а не сына божия.
Учение Нестория было признано еретическим и осуждено
на III вселенском
соборе в Эфессе в 431 г. Против несториан
начались гонения, вынудившие
многих из них бежать за пределы империи.
На том же Эфесском соборе была осуждена пелагианская
ересь, зачинателем
которой был британский монах Пелагий (около 360 -
около 418), отрицавший
церковную доктрину о первородном грехе. Он утверждал,
что верующие могут
спастись по своей воле помимо церкви. После
осуждения Пелагия возникла
"полупелагианская" ересь - попытка примирить учение Пелагия с церковью,
но и
она была осуждена, а ее сторонники подверглись преследованиям.
В IV в., кроме арианства, много
хлопот доставило церкви манихейское
дуалистическое учение, возникшее столетием
раньше в Иране и быстро
распространившееся в Азии и Европе.
Основателем манихейства считается перс Мани
(около 215-276), обвиненный
в ереси и казненный иранским шахом. Манихеи
проповедовали, что в мире
происходит постоянная борьба света и тьмы, бога и
дьявола, что окружающий
мир - воплощение зла и задача человека - содействовать торжеству
света. Эту
цель можно достигнуть, по учению
манихейства, соблюдением аскетизма,
безбрачия, отрицанием богатств и даже частной собственности. Такой
праведный
образ жизни был обязателен только для "избранных" - манихейских
монахов, в
число которых рядовые верующие вступали на старости лет.
Манихейство пустило глубокие корни,
особенно в Византийской империи,
где одна из его разновидностей - павликианство,
вопреки преследованиям,
сохраняло свои позиции еще в девятом веке.
Мы перечислили далеко не все ереси, которые
раздирали как раннее, так и
позднейшее христианство. Под внешней религиозной оболочкой борьба
велась за
вполне материальные интересы людей, различных общественных классов.
248005 ""
|
2002-07-31 01:52:19
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Уважаемый Шурале, зачем же переходить границы с козой?
- Я за царскую власть.Я опять буду вешать четвертовать и сажать на кол.И россия захлебнется в крови.Поскорей бы. искренне ваш Иоанн Васильевич "Грозный"
-
- Светлая память
- Будущее нашей Родины в том, сумеет ли нынешнее поколение россиян САМООПРЕДЕЛИТЬСЯ. В этом победы или поражения.
- Дворцову (27725)
Уважаемый Василий Дворцов!
Согласен с Вами, что здесь другие границы и другие проблемы!
Поэтому мне и важно, чтобы не профанировали проблемность!
- Искать, чтобы держать, найти и не сдаваться.
- Тяжба о России
На рубеже столетий
Рената Гальцева http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/7/gal.html
- И я о том же.
247996 ""
|
2002-07-30 21:09:46
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- ВМ, Вам срочная почта.
247995 ""
|
2002-07-30 21:03:48
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Если, перейдя найденную границу, вы вдруг обнаружите, что к вам относятся хуже, чем к козе, то зачем вам такая заграница?
- Светлая память...
- Юрий, уважаемый и дорогой!
Весь ужас в том, что мы столкнулись с границей своего христианского мира. Это не географическое определение. Столкновение мировозрений не решается ни военным, ни политическим, ни экономическим способами. Смешно говорить о том, что нужно использовать ИХ пассионарность. Кому использовать? НАМ?.. Пример Тувы (Тывы), где "советской власти" не было до сороковых годов, и где в 70-х и 80-х моим друзьям геологам категорически запрещалось вступать в малейший конфлик с местным населением. Даже когда те стреляли по лагерю или лодкам. Там люди верят в переселение душ и поэтому цена жизни кандидата наук равна жизни козы.
Кавалер шести орденов ленина Шеварнадзе, "хозяин" Грузии, потерявшей из-за чеченов Абхазию, перед ними капитулировал. Новый святой мученик Евгений, молоденький русский солдат не сдался. Где же граница, на которой идёт война? На Кутузовском проспекте в шикарных "сталинских" домах чеченцы скупают подъезды. Грузия пользуется почти бесплатным русским газом. Где же граница? Проблема Чечни -- это не проблема территории России или Грузии, не проблема "зон национальных интересов сша" или заботы Европейсего союза. Это ГРАНИЦА ПРАВОСЛАВНОГО МИРА. Где она проходит? И в ком?
247992 ""
|
2002-07-30 19:16:49
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Господин Крупнов, нельзя же так! К чему это упрямство?
- Аслану (27718)
Уважаемый Аслан!
Вы точно воспроизводите схему Зб. Бжезинского. Но для меня его схемы являются не руководством к действию, а, наоборот, тем, чему надо противостоять и что надо не допускать. Поэтому зная его как открытого врага России я стараюсь действовать ╚за Россию╩ и с позиции России против подобных схем и в этом вижу приложение ума, а не в том, чтобы, указывая на схему Бжезинского, подчиняться этой схеме.
Вы точно указываете на грандиозную опасность присутствия США и НАТО в Средней Азии (см. мою работу ╚Как Россия может предотвратить Пятую мировую войну?╩ - http://www.p-rossii.ru/articles/prmirder5th.shtml).
По поводу моего "строительства далекоидущих планов по обустройству Кавказа и в частности Чечни". Дело не в популизме. Дело в принципе.
Да, возможно, моё ограничение в том, что я даже помыслить мир и себя без России я не могу. Российская Федерация величиной с Московское царство уже не Россия. Ну, что ж, моя ограниченность, как и ограниченность каждого человека задаёт его позицию, его принцип.
Россия как мировая держава с тысячелетней традицией вот тот принцип, из которого я исхожу.
И уверяю Вас, что не всё так плохо с ресурсами.
Это, конечно, отдельный большой разговор, но укажу только на рентные возможности колоссального увеличения ресурсов страны (см. мою работу ╚Путь к себе╩ - http://www.pereplet.ru/text/krupnov23apr02.html ).
Людские ресурсы что ж, надо поднимать семью и фактический статус многодетной семьи, нужно в несколько раз больше средств вкладывать в образование. В своих работах я показываю, что есть только две стратегии у РФ - вкладывать в наши семьи и в наших детей - либо в иммигрантов как это предлагает большое число "либеральных" экономистов (типа Е. Гонтмахера, Зайончковской и др.).
247990 ""
|
2002-07-30 18:55:45
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Коты не имеют никакого права утверждать, что их жизнедеятельность приводит к уменьшению энтропии. Это чрезвычайно заметно даже по ДК РП.
247989 ""
|
2002-07-30 18:16:24
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- У нас, котов, отношение к энтропии уважительное. Если бы энтропия во Вселенной постоянно увеличивалось, нас бы не существовало. Если бы она постоянно уменьшалась, все давно было бы разложено по полкам, чего не наблюдается.
К сожалению, сделать из этих двух весьма правдоподобных предположений какие-либо выводы трудно.
247988 ""
|
2002-07-30 18:00:16
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Господин Крупнов, я вполне серьезно рекомендовал вам не затевать дилетантской дискуссии о Чечне. Так как понять, почему этого не надо делать, Вы не в состоянии, вновь рекомендую вам прекратить дискуссию без дальнейших обсуждений.
- 29 июля, в один день, в течение буквально трёх часов
мою публикацию в РП ╚План по Кавказу. Как решить проблему Чечни?╩
(http://www.pereplet.ru/text/krupnov01jun02.html)
удостоили своим вниманием сразу два чрезвычайно активных сетевых субъекта.
Первый это ╚Интернет-агентство Кавказ-центр╩,
╚одной из основных задач╩ которого является ╚освещение событий в Чеченской республике Ичкерия в связи с военной агрессией России против ЧРИ╩. Второй субъект Yuli, пост 27670 (Mon Jul 29 17:30:18 2002).
Первый субъект, достаточно неуклюже пытаясь использовать сам факт обсуждения в ╚Русском Переплёте╩ ╚проблемы Чечни╩ в своих антироссийских целях воспроизводит мои статьи и указывает, что ╚со многими положениями, которые высказывает автор, редакция ╚Кавказ-центра╩ категорически не согласна╩, поскольку ╚предлагаемые автором варианты призваны любыми средствами и способами сохранить колониальный статус Чечни╩.
В это же буквально время второй субъект Yuli, указывает, относясь к возникшей в ДК РП дискуссии вокруг моей статьи, обращаясь ко мне: ╚Ваши, казалось бы, невинные разглагольствования фактически есть помощь преступникам. Мало того, оттягивая, с помощью болтовни, восстановление законности в Чечне, Вы препятствуете, тем самым, и борьбе с преступностью в других областях России╩.
С первым субъектом мне всё ясно в 2002 году, в отличие от 1995 или 1996-го, подавляющему большинству российских и зарубежных граждан предельно ясно, что призывы к независимости и отделению Чечни, и, тем более, вооруженная партизанская борьба не только абсолютно бесперспективны, но и давно перешли в разряд уголовщины.
Менее ясно со вторым субъектом. Моё личное отношение состоит в том, что Yuli, к сожалению, крайне плохо осознаёт то, к каких фактическим итогам приводит его речь, почти не контролирует смысл и речевую (коммуникативную) форму собственных письменных высказываний. Я не имею в виду развязность речи и по-хлестаковски сильные ╚улёты╩ (типа обвинений меня в ╚препятствии борьбе с преступностью в других областях России╩).
Речь идёт о более серьезных вещах. По факту его поста 27670 он, пусть и не понимая того, пусть и находясь в счастливом неведении абсолютного судии, своими ╚патриотическими╩ высказываниями прямо играет на руку бандитам, тем, чьим рупором является ╚Интернет-агентство Кавказ-центр╩. А одновременно играет против ╚Русского Переплёта╩, поскольку ╚Кавказ-центр╩ ссылается именно на ╚журнал ╚Русский Переплёт╩. Ведь это именно РП, публикуя мои ╚невинные разглагольствования╩, делается предметом манипуляции ╚Кавказ-центра╩ и, одновременно, предметом разоблачения Yuli. Этим он, кстати, доблестно повторяет ╚подвиг╩ В.И. Суси, сумевшего одновременно оставаться автором РП и одновременно вываливать РП в грязи.
Но в ситуации, когда наступает эпизод реальной войны сознаний, сетевой войны ╚Русского Переплёта╩ и ичкерийского ╚Кавказ-центра╩, в ситуации, когда надо действовать правильно и как единая общность, ╚разоблачения╩ Yuli играют на руку бандитам.
То, что Yuli, к сожалению, не понимает многих вещей, в частности, что кроме него в мире существует много других деятелей и что его тексты существуют в непустом пространстве, нисколько не является смягчающим обстоятельством. Вот он и есть в данный момент прямой пособник врагов России. Только действует он с тылу, со спины.
Причём, при внешней разности ╚Кавказ-центра╩ и Yuli, их фактические позиции абсолютно совпадают в ключевой, решающей точке. И для ╚мятежников╩ и для и Yuli ╚никакой проблемы в Чечне нет╩ (цитирую начало статьи в обозрении Ю.Б. Андреева ╚Проблема Чечни╩ как и общий смысл поста 27670).
И обоим этим субъектам хорошо. Комфортно. Один субъект талдычит про ╚право народов на свободу╩ от ╚империи╩, другой про ╚восстановление законности╩.
И, в самом деле, ╚никакой проблемы в Чечне нет╩. Просто люкс!
Для чего же заочно 29 июля в течение трёх часов объединились в медиа-пространстве два этих субъекта?
Для одной общей задачи вытеснить дискуссии и уничтожить общественное пространство в своих частных целях. Одни, чтобы сделать вид, что им хоть чуть-чуть совсем да сочувствуют, другие, что они не сочувствуют никому и выше всего и всех а, в целом, смять общество и изобразить себя в качестве полноценного заместителя общества. Мол, общество это я.
При таком брезгливом к миру подходе, действительно, не только в Чечне, но и везде в мире проблем нет. Просто как ╚налей воды!╩ надо ╚восстанавливать законность╩ и тогда потихоньку всё уладится и образуется
Что являют и обозначают собой эти субъекты? Имя им маргинализация, когда нет своей программы и своего пути, своего дела, нет реального сочувствия действиям другого и есть только желание ухватиться за мимо проходящие поезда, жить чужой жизнью, заодно фамильярничая и изображая запанибратство (и это тогда, когда с ними никто не собирается общаться и сотрудничать, но они упорно набиваются в дискутанты и собеседники).
У меня ещё есть последняя надежда, что Юлий Борисович найдёт в себе мужество и силы сурово поговорить с Yuli, чтобы последний сделал правильные выводы. Посмотрим.
- Добрый день,Юрий.
Вы строите далекоидущие планы по обустройству Кавказа и в частности Чечни.Но для осуществления таких планов нужны ресурсы.И в первую очередь, людские ресурсы.Именно таких ресурсов в России нет.Со времен Петра I, что "В России воры и плохие дороги" мало что изменилось. Ваши планы по Кавказу запоздали, они могли иметь частичный успех лишь до I Чеченской войны.В своих планах Вы политикой "пряника" предпринимаете попытку сохранить империю.Но вы должны понять,как умный человек, что все империи временные явления в истории.Как считает З.Бжезинский "У России нет внутренних ресурсов для того, чтобы переломить нисходящую тенденцию в своей политической судьбе." Распад СССР начался с Афганистана,а распад России начинается с Чечни.Потому что,как сказал на заре Советской власти премьер-министр Украины Винниченко "русская демократия заканчивается там, где начинается национальный вопрос." Россия так сильно вцепилась за Чечню,что упустила целую Среднюю Азию.Понятно, что в случае превращения Казахстана и Средней Азии в зону активного американского военного присутствия США получат мощный рычаг прямого воздействия на внутренние дела России.
В условиях превращения бывших республик теперь уже бывшего СНГ в военных союзников Америки Москва просто не сможет противостоять сепаратизму окраин, которые будут поддержаны консолидированным проамериканским лобби изнутри и извне!
Поэтому Ваши планы я назвал бы больше популистскими,предвыборными, чем реальными.
247985 ""
|
2002-07-30 16:46:09
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Я прочитал упомянутую работу Wang et al. (Phys. Rev. Lett. 2002 89(5) 050601-1). Работа посвящена рассмотрению малых систем на малых временных интервалах, когда флуктуации могут приводить к локальному нарушению второго закона термодинамики. Упоминается парадокс обратимости Лошмидта: в связи с тем, что в фазовом пространстве любой траектории соответствует ее антитраектория, и если по первой из них система движется с увеличением полной энтропии, то второй соответствует движение с равным по величине уменьшением энтропии. Основная идея авторов состояла в том, чтобы экспериментально проверить флуктуационную теорему (Evans et. al., Phys. Rev. Lett. 71, 2401 (1993)), дающую оценку для соотношения вероятностей реализации траекторий с фиксированным уменьшением и увеличением энтропии. В качестве экспериментальной установки был использован оптический пинцет, захватывающий и перемещающий коллоидальную частицу. Пинцет представлял собой сфокусированный лазерный луч, действие которого на частицу микронных размеров, помещенную в среду с меньшим показателем преломления, состоит в возникновении линейной от смещения силы (величиной в несколько пиконьютонов), возвращающей частицу в точку фокуса. Авторы проанализировали более 500 траекторий и рассчитали соотношение траекторий с увеличением и уменьшением энтропии в зависимости от времени движения по траектории, обнаружив совпадение с интегральной формулировкой флуктуационной теоремы. Основной вывод состоит в том, что флуктуации, нарушающие второе начало, могут идти на коллоидных масштабах и временах вплоть до секунд.
Все это хорошо, но неправильно. Если верить тому, что написано в статье, изменение энтропии системы авторы оценивали по формуле delta S ~ int {v*F dt}, т.е. интеграл по времени от скалярного произведения силы, действующей на частицу, на скорость перемещения оптического пинцета. Но там, по крайней мере, должна стоять скорость частицы! Скорость пинцета была постоянна, ее можно вынести за интеграл. Сила пропорциональна смещению из фокуса в первой степени. Остается интеграл по времени от смещения из равновесия. Какое это имеет отношение к энтропии? У авторов получилось, что с увеличением времени движения по траектории этот интеграл все в большем числе случае был положительным. Из того, что они пишут "the entropy production is calculated by summing the scalar product of particle displacement and stage velocity", можно предположить, что в выражении для силы F=k(x-x0), они просто забыли, что x0 увеличивается со временем (пинцет перемещается). Я уже молчу о "мелочах": о том, что изменение энтропии определяется совершаемой работой только в адиабатических условиях. Или, что частица, на которую светит лазер, не может считать замкнутой системой. Резюме: на мой взгляд, статья вздорная.
Если г-н профессор или "полуграмотные физики" захотят меня переубедить, то жду комментариев на e-mail. На научный форум не пойду, мне там не понравилось. Коту настоятельно рекомендую впредь не морочить людям головы первым всплывшим в сети бредом.
247984 ""
|
2002-07-30 15:47:21
|
[195.208.220.1] ВМ |
|
- Господин Алекс К и Юлий Борисович!
Пожалуйста, со вторым началом перейдите на научный форум.
- Кто сколько заметит фактических ошибок в формулировках 2-го начала ТД, приведенных Шурале?
247982 ""
|
2002-07-30 14:30:12
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Совершенно очевидно, что второе начало термодинамики имеет статистический характер и может локально нарушаться из-за флуктуаций. Существуют различные формулировки второго начала: (i) невозможен процесс, единственным результатом которого является передача теплоты от более холодного тела более горячему, (ii) нельзя совершить работу, эквивалентную количеству теплоты, полученному от нагревателя, (iii) невозможен вечный двигатель второго рода, и, наконец, (iv) энтропия в замкнутой системе неубывает. Эти формулировки являются эквивалентными с определенной точностью, и не носят абсолютного характера. Когда мы переходим к малым системам, состоящим из небольшого числа частиц, вероятность, скажем, термических флуктуаций, нарушающих второе начало в формулировке (i), увеличивается, и эти нарушения становятся вполне ожидаемыми и рутинными. Точно также, вероятными оказываются флуктуации, при которых порядок в системе (замкнутой) локально увеличивается (нарушение (iv) формулировки). То, что изучали авторы упомянутой статьи, это как раз флуктуации, проявляющиеся на малых размерах и временах.
- К сожалению миром правит "интерес". Т.е. то что находится между людьми. Просто так люди друг другу обычно не интересны. Подумайте, что расположено между читателями
текстов, ну например ВМ, и автором. Предложите нам Вашу
версию ответа.
- Недавно прочел на страницах Переплета работы В.В. Кожинова.
Любопытно, но претит пафос "народного заступника". Хотя и интересно.
Назад
Далее