Имя "Велимир" он сам сконструировал себе, соединив два русских слова: "великий" и "мир" - повелитель мира.
Просто поэта - для Хлебникова слишком мало. Недаром в 1916 он создал общество Председателей -емного Шара! Велимир прокладывал новые пути не только в области словесности, но и в математике, истории, философии. Он, учившийся в университете на физико-математическом, потом на естественном, затем на филологическом факультетах и ни одного курса так и не закончивший, вернул науку назад, в русло мифологии, натур-философии, а поэзию возвел в ранг науки.
-аумь, звукопись Хлебникова стала его визитной карточкой. Он сразу же узнается по нескольким строчкам: "О, засмейтесь смехачи, о, засмейтесь смеячи... Смейево, смейе-во! Усмей, осмей, смешики, смеюнчики..." Хлебников стал первым выдающимся реформатором русского поэтического языка - особенно в области словотворчества.
Отдельные строки и некоторые стихотворения Хлебникова вошли в поэзию как хрестоматийные:
Мне мало надо!
Горбушку хлеба и каплю молока.
Да это небо, да эти облака!
1922
Или совершенно в ином ключе:
Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок!
1914
Или словно взятое из народного эпоса:
Эй, молодчики-купчики,
Ветерок в голове,
В пугачевском тулупчике
Я иду по Москве!
Достаточно вспомнить одну строку: "Русь - ты вся поцелуй на морозе!" - и перед нами уже весь Хлебников, во всей своей неповторимости. И чем более привычным и изученным он становится, тем более серьезно заставляет к себе относиться.
∙ Уже в первом эпатажном футуристическом манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912) Хлебников печатает итоги своих открытий законов времени. "В 1917 следует ожидать падения великого государства", - предупреждает он. Это предсказание в точности исполнилось. Свои формулы исторических закономерностей Хлебников включает в тексты "сверхповестей": "Дети выдры", "Война в мышеловке", "Азы и узы", "-ангези", "Доски судьбы". Этот жанр был заимствован им из традиции древнерусской литературы.
Хлебников -пример классического утописта, он считал, что стоит только открыть законы времени, как мир можно будет изменить. Не только время, но и сам язык является истинным героем его поэзии. Сфера языка - вот пространство его научных построений.
Поэт приветствовал революцию, но это не значит, что он не видел те разрушения, которые она принесла. Бесчеловечную жестокость революционного разлома он бесстрашно запечатлел в своих "ночных" поэмах: "Ночь в окопе", "Ночь перед Советами", "Ночной обыск", "Переворот в Владивостоке", "Настоящее". Поэма "Начальник чеки" посвящена ужасам харьковской чрезвычайки.
Хлебников оказал воздействие на развитие русского и европейского авангардизма, особенно: в поэзии, музыке, живописи.