Алексей Плещеев родился в Костроме, принадлежал к старинному дворянскому роду. Стихи его впервые были напечатаны в 1844 в самом авторитетном и популярном тогда журнале "Современник", основанном еще Пушкиным. В 1846 вышел сборник стихотворений, принесший поэту известность.
Всю дальнейшую судьбу Плещеева определило участие в кружке петрашевцев, в котором изучали философию, историю, '∙ труды французских социалистов-утопистов. ^ В конце жизни Плещеев в письме к А. П. Чехову так оценил умонастроения своей юности: "...во внутреннюю политику не дозволялось никому носа совать, - и мы воспитывались и развивались на французской культуре, на идеях (революции) 1848 года. Этого не истребишь... Во многом, конечно, пришлось разочароваться потом, но многому мы остались и верны".
В 1849 петрашевцы (в том числе Ф. М. Достоевский, поэты С. Ф. Дуров, А. И. Пальм) были арестованы и осуждены на каторгу. Плещееву каторгу заменили службой в Оренбургском полку рядовым. Только через десять лет ему разрешили жить в столицах, и он получил возможность вернуться к литературной деятельности.
Плещеев, наряду с Огаревым, возродил заглохшие было в 40-х традиции гражданской лирики. В его искренних, патетических стихах звучал призыв к общественному подвигу, к защите страдающих и угнетенных.
Вперед! Без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья! -арю святого искупленья - Уж в небесах завидел я!
Это и несколько других стихотворений на долгие годы стали самыми любимыми песнями
студенчества и молодежи. Напрасно искать в поэзии Плещеева идей социальной революции и бунта. Его светлая поэзия наполнена призывами к нравственной и социальной работе. "-арю" он вид, "на небесах", но не в политических сдвига
Тема будущего счастья человечнх тема труда и героизма во имя этого счасть проходит через всю лирику Плещеева, ее здавая стойких символов. Так, социалист!' ческое учение обозначается названиям. "глагол истины", "истины закон", "луч праг ды", а те, кто противодействует воплощен. этого учения в жизнь называются: "жре^ Ваала", "рабы греха", "рабы преданья".
Создаются своего рода формулы, пере ходящие из стихотворения в стихотворение
Жрецов греха и лжи мы будем Глаголом истины карать. "Вперед без страха и сомненья
...Жрецов Ваала лицемерных Глаголом истины разить...
"Любовь певца"
...И прозревал он в отдаленьи Священный истины закон.
"Страдал он в жизни много много'
Христианский призыв к нравственной пробуждению еще яснее зазвучал в позд них стихах поэта:
...явись, явись к нам снова, Господь! В наш бедный мир, где горе и разлад;
Да прозвучит еще божественнк
слою И к жизни воззовет твоих
отпадших чад. .
"...на дарование Плещеева легла не-чать горького бессилия перед судьбой'^ писал Добролюбов. Призыв к смирению, нравственное назидание тогда воспринимались как нечто болезненное и безотрадное. Советская критика христианские мотивы в творчестве Плещеева, естественно, обходила стороной. Сегодня и заново открываем замечательного русского поэта.