16.12.2000 12:52 |
85 лет со дня рождения величайшего композитора 20 века Георгия Васильевича Свиридова Изысканно простой и возвышенный
Георгий Свиридов родился в семье почтового служащего в Курской области. В 1932 окончил Курскую музыкальную школу, в 1932-1936 учился в 1-м Ленинградском музыкальном техникуме по классам фортепиано и композиции. Но главное образование он получил с 1937 по 1941 в Ленинградской консерватории у Д. Д. Шостаковича.
В 1935 Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи А. С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля - яркий мелодизм, гармоничная свежесть, простота фактуры. Музыкальная критика считает, что в ряде произведений Свиридова 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича.
Вокальную поэму "Страна отцов" на слова А. С. Исаакяна (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) критика рассматривает как первые самостоятельные произведения зрелого периода творчества Свиридова. Дальнейшие произведения композитора поставили его в ряд выдающихся мастеров русской музыки.
Главная тема творчества Георгия Свиридова - Родина, ее исторические судьбы, жизнь народа. В крупнейших эпических произведениях - вокально-исторической "Поэме памяти Сергея Есенина" (1956) и "Патетической оратории" (1959, слова В. Маяковского) показан русский народ в переломный момент истории - накануне и во время Октябрьской революции 1917. В символических образцах раскрыты величие народного духа и высота нравственных
, идеалов. Поэтические картины родной земли предстают в лирических образах
. "Маленького триптиха" для симфонического оркестра (1964), кантаты "Деревянная
, Русь" (слова С. Есенина, 1964) и "Весенней кантаты" (слова Н. А. Некрасова, 1972), в многочисленных песнях и хорах на слова русских поэтов. В вокальных цикла "Слободская лирика" (слова А. А. Прокофьева, 1938), "У меня отец - крестьянин" (слова С. Есенина, 1956), "Петербургские песни" (слова А. Блока, 1969) даны меткие зарисовки повседневной народной жизни, образы простых людей во всем богатстве их внутреннего мира и разнообразии психологических состояний.
Тема Поэта, его рождение, судьба, предназначение - одна из ведущих тем Свиридова, проходящая через все его вокальное творчество. Свиридов по-новощ раскрыл облик многих поэтов.
Есенина - как великого национального художника эпохи, Блока - как эпического поэта и продолжателя традиций Некрасова. Свиридову удалось найти музыкальный эквивалент новаторской поэзии В. В. Маяковского, в которой он услышал не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену торжественных гимнов. Одним из первых Свиридов "распел" стихотворную речь В. Хлебникова ("Юным", 1965) и Б. Пастернака ("Снег идет' - маленькая кантата, 1965).
Свиридов существенно обновил, ачас-тично и преобразовал традиционные вокальные и вокально-симфонические жанры, создал собственные их разновидности: вокально-симфоническую поэму ораториаль-ного типа, многочастную камерную вокальную поэму, "Маленькую кантату', хоровой концерт без слов.
Стиль Свиридова, прочно связанный с традициями русской классической и советской музыки, чрезвычайно самобытен. Его музыка отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий и ладо-гармоничностью языка, блеском и красочностью оркестрового колорита, строгим отбором и экономией выразительных средств.
Свиридов является также автором статей по актуальным вопросам музыкального творчества.
"-наменательные даты 2000 года"
|