"Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне
считали достаточными для своих памятников. Неужели мы побоимся сравниться
с ними в великолепии? Цель не в обилии
украшений, а в величии форм, в благо-
родстве пропорций, в нерушимости", -
это слова из объяснительной записки
К. Росси к проекту Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге. Из-за грандиозности и дороговизны проект был отвергнут, но дошедший до нас документ
говорит о масштабе мышления талантливого зодчего, о полете его творческой
мысли.
Карл Иванович Росси родился в Петербурге. Он - сын известной в то время танцовщицы Гертруды Росси. Его первым учителем был архитектор В. Бренна, который
по проектам В. Баженова построил резиденцию Павла 1 Михайловский замок. Карл
был у него помощником и выполнил очень
сложные в графическом отношении чертежи, которые затем были изданы в гравюрах. В 1802-1803 К. Росси изучает памятники античной архитектуры в Италии. По
возвращении из-за рубежа снова много работает, особенно в области прикладного
искусства, но продолжает заниматься архитектурой.
В 1806 Карл получил звание архитектора и начал самостоятельную работу в
Москве, затем перебрался в Тверь - пере-
страивал дворец, построенный М. Казаковым. В 1815 Росси возвращается в Петербург и некоторое время изготавливает
рисунки для произведений прикладного
искусства, строит несколько павильонов в
Павловском парке.
Основной период творчества К. Росси
начинается в 1818 с построек на Елагином
острове. До 1822 архитектором были созданы все крупнейшие сооружения комплекса. Он реконструирует на острове
дворец, строит заново несколько служебных флигелей и парковых павильонов.
Сооружение здания Главного штаба и
министерств на Дворцовой площади
должно было решить проблему планировки пространства перед -имним дворцом.
И архитектор талантливо решает постав-
ленную перед ним задачу. -дания на
Дворцовой площади благодаря воплощению идей Росси неразрывно связаны с
планировкой всего участка. Сохранив
дугообразную границу площади, он сооружает по этой линии два одинаковых по архитектуре здания, объединив их монументальной аркой.
В это же время начинается строительство Михайловского дворца (ныне Русский музей). Карл Росси предложил создать в центре города целый ансамбль,
состоящий из площади и улиц, идущих
вокруг дворца.
В 1816-1834 в связи с постройкой
Александрийского театра Росси создал
один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, состоящий из Театральной улицы (ныне ул. -одчего Росси),
Александрийской площади и площади
Чернышева (ныне площадь Ломоносова).
Последней крупной работой талантливого
архитектора явились здания Сената и Синода, которыми в 1829-183 4 Росси за-
вершил формирование Сенатской площади. Отличающиеся грандиозным размахом,
ясностью объемно-пространственной
композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.
Для творчества художника, одного из
создателей русского ампира, характерны широта в охвате задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров,
выразительность и богатство ордерных
композиций, гармоничное сочетание
архитектурных форм с аллегорической.