Сегодня мы публикуем эссе
Евгения Бузни "Окститесь,
господа шолоховреды".
Речь здесь идет не только о надоевшем скандале с авторством
"Тихого Дона", но и об одном из столпов социалистического реализма
Николае Островском. В последние десять лет, когда пересматривался
литературный ландшафт
русской словесности и переименовывались хребты и вершины,
было наломано немало дров.
Сильные фигуры типа А.М.Горького, В.В. Маяковского и
даже Шолохова (последнего, правда спасла Нобелевская премия)
не выдержали нового идеологического отбора и были причислены к
литераторам второго ряда.
Хотя абсолютно ясно, что оживи сейчас писатель
масштаба Горького и его трудно было бы не заметить среди
нынешних холмов. Особенному остракизму был подвергнут
Николай Островский.
Его Павка Корчагин стал притчей во языцах, народной поговоркой и даже
постмодернистким подспорьем (Кафка Парчагин). А
хотелось бы посмотреть на творчество Островского непредвзято, без
идиологических схем. К сожалению, статья Евгения Бузни не является таковой.
И, отчасти, это вызвано обратной реакцией на огульное охаивание Островского.
Именно поэтому мы публикуем статью Бузни с надеждой на то, что она вызовет
к жизни дискуссию и новые, более объективные
статьи о классиках советского времени.
Что же касается моих взглядов на творчество Островского,
то можно сказать слудующее.
Талант неординарный писателя очевиден.
Пафос его творчества мало кем превзойден, разве,
быть может, Виктором Пелевиным.
Но по большому счету, литература эта - одного плана.
Один зовет на подвиги во имя фантастического светлого будущего,
другой - в фантастиескую страну грез - "Внутреннюю Монголию".
В этом
смысле, современный постмодернизм является
прямым наследником соцреализма, и оба,
почти не в шутку, могут быть названы
Социал Реализмом.