15.05.2001 13:40 |
Владимир Соловьев как "пропагандист марксизма"
"-а два последних века Россия породила, пожалуй, только две личности вселенски-философского
масштаба, бесконечного дарования и непреходящего - вечного - значения. Два этих философских
гения суть Алексей Федорович Лосев (1893-1988), творивший в двадцатом веке, и Владимир
Сергеевич Соловьев (1853-1900), творчество которого осуществлялось им в веке девятнадцатом.
Оба были философами всеединства, оба исповедовали диалектический абсолютизм, что не могло не
сказаться на понимании, в частности Вл. С. Соловьевым, что нас здесь специально и интересует,
человеческой личности, смысла ее существования, места и назначения ее во вселенски-космическом
целом - целом, иначе называемом миром.
Трудно, да здесь, пожалуй, и нет особой нужды сравнивать диалектические дарования К. Маркса и
Вл. С. Соловьева. Однако, нет сомнений, что Вл. С. Соловьев - диалектик не меньшего, нежели
К. Маркс, масштаба. И если Вл. С. Соловьев проводил в своем творчестве диалектику
преимущественно из мира горнего, нисходя от Бога к человеку и всякой персти земной, то К. Маркс
создавал диалектические сооружения, преимущественно основывая их в мире дольнем, восходя к
цельности мира. Меня не покидает уверенность, что диалектическое провидение не могло так или
иначе не объединить эти две противоположности в рамках того или иного диалектически
противоречивого тождества. Уже с Г. В. Ф. Гегелем, диалектически выстраивавшем свои
философские произведения, как и Вл. С. Соловьев, "сверху вниз", у К. Маркса имеется не только
существенное различие, но и существенное же тождество. С Вл. С. Соловьевым же К. Маркса
роднит, в частности, понимание сущности и предназначения человека. Но не только это. Сейчас,
привлекая известнейший, но, как это часто бывает, плохо изученный именно с точки зрения
диалектики, текст, мы посмотрим, так ли обстоит дело..."
Читайте в "Исканиях и размышлениях"
статью Максима Бутина.
|