Национальный кинопроект. Госкино - студия "Вера". Авторы сценария: Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Иван Панфилов. Режиссер-постановщик: Глеб Панфилов. В ролях: Александр Галибин, Линда Бэллингхем, Эрнст Романов, Владимир Конкин и другие.
Большое количество художественных и документальных фильмов было снято о Николае II и его эпохе, но режиссеры часто не могли оторваться от внешней обстановки времени, увлекаемые политическими перипетиями, от чего страдало правильное понимание личности императора. Режиссеры не задавались целью понять внутренний мир или попросту не могли дать свою оценку "необъяснимым" действиям царя в важнейшие моменты жизни государства и, тем более, император был сокрыт для них, а следом и для нас, в своей личной жизни - жизни в семье.
Панфилов - автор глубокого психологического фильма о последних двух годах семьи Романовых. Психологической драмой фильм становится в силу того, что Николай предстает как глубоко религиозный человек, не существующий, не понимающий себя вне семьи, которую он ставил на первое для себя место. И все бы хорошо, да только этот прекрасный человек, которому жить бы тихим "удельным князьком", является императором великой державы - ревнивой державы, требующей к себе внимание ежеминутно, переживающей войну, народные волнения, и отрывающей от такой теплой и родной семьи.
Панфилов последовательно открывает нам на протяжении всего фильма именно такой образ императора, а вместе с ним и всей венценосной семьи. Император в картине - это отец и муж, мечтающий, как любой солдат, вернуться навсегда домой с затянувшейся войны, и никогда больше не расставаться со своей несчастной и так любимой им "немкой" Алекс, и с детьми. Это человек, целиком зависящий от настроения "гнезда", которое они свили с женой. И Николай ради больных детей, которым "там очень плохо", и ради жены принимает в своей ставке, в Могилеве, как считает Глеб Панфилов роковое решение - "ехать в мятежный февральский Петербург".
Точно передана политическая обстановка, ход событий и известных произносимых слов, но фильм построен не на этом, а на внутренних переживаниях Николая II, которые раскрываются, когда он остается либо наедине с собой, либо с семьей - это уже то, что не проверишь, но к чему испытываешь полное доверие.
Первая часть фильма подробно рассказывает о пребывании императора в ставке и, вместе с тем, прослеживается его внутренний путь к судьбоносному решению - отречению от престола. Этот момент в жизни царя - самый, наверное, страшный. Действительно, как это возможно - чтобы Николай II, свято верующий, что царствование его от Бога, и что все в руках Божиих, принял самовольное решение об отречении от престола?! Этот вопрос, наверное, останется мучительным моментом истории России, но авторы картины дают хоть сколько-нибудь утешительный и психологически обоснованный ответ: что смиренный император принял обстоятельство революции как волю Божию о себе и о своем царстве, всецело теперь вручая себя, Россию и самое дорогое - свою семью - только в руки Божии.
Вторая часть фильма посвящается скитаниям под арестом, и тут понятно, что Глеб Панфилов не хотел нарочито показывать по моде времени, какой нехороший Ленин или Дзержинский, но от этого еще ярче проступает их бесовская роль - на фоне постоянных молитв и хождений в Церковь праведной семьи. Император за день до смерти говорит Алекс, что теперь он понял, что счастлив как никогда в жизни - здесь с ней, с детьми, даже несмотря на арест. Трагизм усиливается тем, что за это счастье император и его семья терпят страшную мученическую смерть, как благоверные князья Борис и Глеб - первые венценосные мученики российские, тоже добровольно отказавшиеся от престола, и все-таки убитые своим братом Святополком Окаянным.
Судьба фильма, что и неудивительно, складывалась сложно. Начатая еще в перестройку, она нашла свое завершение только к 2000 году - году прославления Православной Русской Церковью венценосного семейства Романовых как святых мучеников, просиявших на земле российской. И можно ли о фильме говорить, как просто о к а р т и н е кино? Я думаю, что нет. Потому как фильм предстает пред нами, потомками, не как прельстительная картина, а как Великая Русская Православная Икона истории мученической семьи и вместе с тем - мученического государства нашего. Если не было бы этого конца - прославления святой семьи - то не было бы и конца фильму, и не было бы мира в наших душах, и ощущения справедливости - победы Света над тьмой.
Анна Cтрельцова