Chocotat. США, 2000 г., 116 мин. Miramax / West Video
Реж. Лассе Халльстрем. В ролях Джонни Депп, Жюльетт Бинош, Кэрри Энн Мосс,
Альфред Молина, Лена Олин, Питер Стормаре, Джуди Денч.
Шведский режиссер Лассе Халльстрем, работающий в США с начала 90-х,
практически все свои фильмы делает на стыке драмы и комедии. В них смешное
соседствует с трагическим, легко переходит друг в друга, трансформируется.
Словом, как в жизни. Таковы были "Что гложет Гилберта Грейпа" и "Правила
виноделов". Но режиссер не слыл бы психологом, если бы останавливался только
на этом. В каждой его из предыдущих работ исследуется одна или несколько
проблем. В "Гилберте Грейпе" это была безвыходная провинциальная
американская жизнь, взаимоотношения детей с больной матерью необъятных
размеров, стремление главного героя (Д. Депп) вырваться из затхлой атмосферы
к чему-то лучшему. "Правила виноделов" можно было назвать одиссеей молодого
героя в пору становления, обретения им жизненной мудрости, профессиональных
навыков, познания добра и зла. В такой же степени это была история первой
любви и борьбы женщин за свои права в эпоху запретов на аборты. И всегда
Лассе Халльстрем говорит о свободе. Режиссер размышляет о жизни в удобной
для зрителя форме. Не стал исключением и "Шоколад".
В маленький французский городок 1959 года приезжает женщина с ребенком. Она
открывает кондитерскую лавку, где полно всевозможных экзотических шоколадных
сладостей, но ее торговле всячески препятствует местный мэр. Свои личные
проблемы (от него ушла жена) он делает общественными, а отсюда недалеко и до
фашизма. С помощью лживой морали и церковных проповедей он убеждает
сограждан в том, что поедание шоколада это греховное занятие, дьявольское
искушение. Мать с дочкой становятся в глазах зашуганых провинциалов едва ли
не исчадием ада, изгоями, а когда в городке появляются настоящие
"отверженные", родственные шоколаднице души, этакие "перекати-поле" с места
на места, то борьба с чужаками-пришельцами приобретает еще более серьезный
характер.
Чтобы лучше охарактеризовать происходящее, достаточно вспомнить
отечественный фильм "Безымянная звезда" с Игорем Костолевским и Анастасией
Вертинской. Там сошедшая с литерного поезда столичная красавица смущала умы
румынских провинциалов, чинно следовавших доселе своим похоронным заповедям.
От нее слишком веяло нетутошней жизнью. Соответственно, от столичного
литерного поезда веяло еще в большей степени. Именно поэтому на него мадам
Куку запрещала смотреть своим ученицам. Литерный поезд представлялся сладкой
плиткой шоколада. И шоколад, и поезд выступают символами свободы. А в роли
мадам Куку в фильме Лассе Халльстрема выступает местный граф-надзиратель,
владеющий городом.
Жюльетт Бинош в роли пришлой шоколадницы предстает как наследница
свободолюбивого духа южноамериканских джунглей, откуда она родом. И если
католическая церковь, на словах проповедующая помощь бедным и неимущим, на
деле как раз выступает против настоящих обездоленных, то держательница
"сладкой лавки" деятельно препятствует их бойкоту. Джонни Депп, как
предводитель приплывших в городок изгоев, парий общества, для
добропорядочных граждан оказывается почти цыганом, бунтарем,
нонконформистом. И он, и она - оба странники по жизни, кочевники.
"Шоколад" - это еще и сказка, история о противоборстве старого и нового,
косного и светлого. Это история о провинциальных нравах, согласно которым ни
в коем случае нельзя отличаться от других. О клерикалах, святошах, философии
шоколада взамен лживой морали и даже просто (французы ведь!) культе вкусной
еды. "Шоколад" - это легкая, искрометная проповедь подлинной жизни, которую
нельзя обузить никакими запретами.
Виктор Никитин, Воронеж