В старину мир корейской женщины был ограничен стенами дома. И окнами: они были решетчатые, заклеенные бумагой. Мир, однако, не стоит на месте: до того дошло, что южно-корейская художница вывозит эти окна за границу и демонстрирует в Европе, а именно - в московском Музее современного искусства (в том, который при РГГУ).
Цикл оконных переплетов от Ли Сан-Бок выполнен с помощью простейших компьютерных технологий. Геометрические узоры, построенные главным образом на пересечении горизонталей и вертикалей, вписаны в формат оконного переплета. Колористическая гамма, в обращении с которой Ли Сан-Бок демонстрирует определенную искушенность, строится на сочетании глубоких насыщенных цветов, слегка приправленных полутонами и белым. Иногда художница слишком увлекается узорами, на некоторые образцы оконного искусства можно смотреть не больше секунды, дальше - в глазах рябит и голова кружится. Кстати, если судить по цвету, то корейское искусство, расположенное ровно посередине между двумя великими культурами, китайской и японской, больше тяготеет к многоцветью Китая, нежели к чистоте и минимализму Японии.
"Оконный" проект корейской художницы настолько чист по своей идее, что о нем трудно сказать что-либо определенное. Понятно, что традиционный мотив окна претерпел некоторую трансформацию. Для нас это скорее чисто формальный проект, не лишенный, впрочем, эстетической осмысленности. -ато корейская художница видит за окнами нечто гораздо большее. Пафос эмансипации традиционной восточной культуры, например. Часть повседневности становится материалом для художественных преобразований. И одновременно с этим момент сохранения национальных эстетических принципов в условиях культурной экспансии -апада.
Культурный подтекст заключается еще и в том, что орнамент в восточных искусствах - не просто геометрические упражнения. -а хитросплетениями линий стоит стремление добиться равновесия и упорядоченности, выразить ощущение гармонии. В идеале узорные композиции должны благотворно влиять на мир. Надо полагать, мир, помещенный в корейский оконный переплет, преображается, легко укладываясь в рамки горизонтальных и вертикальных членений.
Выставка проходит в Музейном центре РГГУ (Чаянова, 15, вход через музей слепков им. Ивана Цветаева) до 21 сентября.
http://www.vesti.ru/
М. Ремизов