26.09.2001 17:34 |
Сегодня день рождения Джорджа Гершвина (род.1898).
Вряд ли это имя заслуживало бы особого внимания, если бы оно так не навязло в ушах. В начале 90-х в самый разгар демократических реформ в России "Рапсодия в стиле блюз" по 2-3 раза в неделю исполнялась на радио; это, не считая бессчисленных переложений, последнее из которых - попурри "известного московского скрипача" Игоря Фролова, составленное по мотивам "Порги и Бесс". Под его аранжировку был создан специальный ансамбль и выделена "президентская" субсидия. Результатом напористой компании, естественно, явилась идиосинкразия, побуждаюшая меломанов щелкать тумблером выкл. при первых звуках сочинений "выдающегося американского композитора и пианиста".
Что значится под именем Гершвин в музыкальных справочниках?
Основоположник симфонического джаза. "Рапсодия" (1924) была первым сочинением, трактовавшим джаз в симфоническом плане. Оно вызвало шок в консервативных кругах.
Вот неформальное высказывание, принадлежащее, похоже, Леонарду Бернстайну (своими словами). Многие композиторы ходили вокруг джаза, подобно котёнку около блюдца с горячим молоком, не решаясь к нему прикоснуться. И только Гершвин и т.д.
Всё это, разумеется, чистая неправда. Первым был чешский композитор Антонин Дворжак, который в 1892-1895 занимал пост директора Национальной консерватории в Нью-Йорке. Тогда же он написал симфонию No 9 "Из Нового Света" (1893), основная тема которой выдержана в джазовых тонах. Это сочинение Дворжака не только хорошо известно в консервативных музыкальных кругах, но и пользуется заслуженныи успехом у рядовых слушателей.
К тому же жанру прежде Гершвина пришёл Дариюс Мийо. Хотя бы потому, что он родился раньше (1892). Так, его знаменитый балет "Бык на крыше" датируется 1919 годом. Приблизительно в это же время или чуть позже Игорь Стравинский написал свой "Рег-тайм".
Не делать ссылки на предшественников, вести себя так, будто до их появления повсюду расстилалась целина - обычная манера этой публики. Но главный цимес не здесь. По отзывам современников Джордж Гершвин бойко бренькал блюзы на фортепиано, но, по крайней во времена появления "Рапсодии", едва разбирался в нотах. Между тем вышедшие под его именем симфонические партитуры технически сделаны грамотно, и даже весьма. В этом и состоит так называемая "загадка Гершвина".
Впрочем, разгадывается она просто. C самого начала своей карьеры Джордж и его брат Арон поставили дело на коммерческую основу. И быстро разбогатели - на американской-то целине. Так что им ничего не стоило нанять автора, или по крайней мере специалиста по оркестровке. В начале 20-х годов Нью-Йорк буквально кишел нищими русскими музыкантами, "вышвырнутыми из своей страны восставшим народом". Сами выходцы из России, Гершвины прекрасно понимали с какого класса профессионалами они имеют дело. Танеевская школа голосоведения была самой сильной в мире.
Точно неизвестно, кто скомпоновал "Рапсодию", "Американца в Париже" и "Порги". Но скорее всего это был либо сам Черепнин, либо никому неизвестный Козлов - музыкант того же круга.
В конце 20-х годов "человека, который нравится женщинам" представили Имре Кальману для благословления на национальную пальму первенства. Но знаменитый маэстро (действительный музыкальный гений) прохладно отнёсся к той чести, которую пытались оказать ему заокеанские соплеменники. Имре Кальман был человеком европейской культуры и его мало интересовала местечковая возня тщеславных банкиров.
Остаётся только добавить, что первоначальный вариант "главной американской оперы" предполагался по Шолому-Алейхему. Но оперная версия истории Тевье-молочника не удалась. Этому есть объективные причины. Симфонический клеймзер - жанр, к тому времени уже в достаточной мере разработанный - явно не тянул на сенсацию. В этом плане негритянский фольклор представлял куда более благодатную сферу для манипуляций. Тем более, что предъявления авторских прав можно было не опасаться.
Глюк Ксилофонов
|