Владимир Андреевич Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. -а долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление).
Фаворский занимался и декоративным искусством. В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды "Гран при". Но предпочтение художник отдавал гравюре.
"В молодости, - писал Владимир Андреевич, - я учился живописи. Мне сулили успех. Возможно я даже стал бы хорошим живописцем, но предпочел графику. Предпочел как изобразительное искусство, более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое". Фаворский был незаурядным педагогом, учителем и наставником большой группы мастеров советского изобразительного искусства, чьи произведения составляют гордость советской художественной культуры (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, А. Каневский и другие).
"В 1921 году, - писал А. А. Дейнека, - демобилизуюсь из армии и командируюсь в Москву на учебу во ВХУТЕМАС - графический факультет... Учусь у В. А. Фаворского ... Несмотря на проклятый холод и голод, там велась большая и серьезная работа над формой, композицией". "Поступил на графический факультет, где вскоре встретился с В. А. Фаворским, - сообщал А. Каневский. - Удивляюсь, до каких высот может дойти мастер". "Когда мы говорим о Владимире Андреевиче Фаворском, - утверждал А. Гончаров, - мы говорим о нем обычно как о художнике. Это был очень большой художник. ...Но далеко не все еще сказано о нем как о человеке. Для русских художников и деятелей культуры именно человеческие качества всегда были существенной чертой. Русское искусство всегда беспокоилось о духовной чистоте. Владимир Андреевич был добр, кристально честен внимателен к людям, доброжелателен к хорошему. Если бы меня спросили, кого взять образцом человека, я назвал бы Фаворского".
В. А. Фаворский родился в Москве. Рано он стал приобщаться к изобразительному искусству. "Я начал рисовать, - вспоминал художник, - потому, что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником Дед и мать были художниками, таким образом создалась художественная линия в семье".
Когда мальчик подрос, он стал посещать вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, а в 1903-1904 годах его определяют в художественную школу К. Ф. Юона.
Почти два года (1906-1907) Фаворский прожил в Мюнхене, где учился в частной художественной академии Холлоши и слушал лекции по искусству в Мюнхенском университете. В эти же годы он путешествует по Италии, Австрии, Швейцарии.
В 1907-1912 годах художник учится на искусствоведческом отделении Московского университета. В 1911 году Фаворский впервые участвует на XVIII выставке Московского товарищества художников на которой экспонирует деревянную скульптуру "Шахматы", а уже в 1912 году на XIX выставке того же товарищества гравюры на дереве.
С той поры начинается стремительное движение художника по пути освоения и развития искусства ксилографии. Ранние произведения Фаворского отличаются немногословием, скупыми намеками, когда все последующие работы выражают глубину мысли, мудрость и зрелость художника. Это легко прослеживается на примере иллюстраций к комедии П. Муратова "Кофейня" (1922) и пушкинскому "Борису Годунову" (1954-1955). В первом случае действующие лица, окружающие их предметы изображены лаконичными штрихами, дающими лишь самое общее представление о событиях, изложенных в литературном произведении. -десь художник как бы приглашает зрителя домыслить, дорисовать, образно расширить содержание публикуемых иллюстрации. Гравюры к "Борису Годунову" исполнены с огромной экспрессией и темпераментом. Они дают исчерпывающую психологическую характеристику героям и с абсолютной достоверностью раскрывают время и место действия.
В. А. Фаворский иллюстрировал новеллы Мериме (1927-1934), Данте (1933), "Гамлета" (1940) и "Сонеты" Шекспира (1947). В 1949 году он иллюстрировал также книгу "Роберт Берне".
Многочисленные циклы гравюр создал Фаворский к произведениям русской литературы. Его иллюстрации к "Рассказам о животных" Л. Толстого (1929-1931), к повести Н. Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" (1930-1931), к "Жень - Шеню" М. Пришвина (1933) и ко многим другим произведениям классической и современной отечественной литературы поражают мастерством художника, который, не нарушая стройности повествования, дает насыщенную образную характеристику жизненного явления. Фаворский умел вместе с тем сохранить свое лицо, свою художественную самобытность. Многие его иллюстрации дополняют литературное произведение, дают обильную пищу для размышлений, выражают самостоятельный взгляд художника на действительность и, таким образом, являются оригинальными графическими произведениями высокого достоинства.
Много творческого труда и вдохновения отдал Фаворский иллюстрированию произведений Пушкина. Помимо "Бориса Годунова" он создал также цикл великолепных иллюстраций к "Маленьким трагедиям" поэта.
"Какое счастье, - писал Фаворский, - что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщаться. Как страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность".
В 1950 году Фаворский заканчивает цикл иллюстраций к классическому произведению русской литературы "Слово о полку Игореве".
В 1962 году за иллюстрации к древнерусскому эпосу "Слово о полку Игореве", произведениям А. С. Пушкина "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии" Фаворский был удостоен Ленинской премии.
В 1928 году Фаворский создал две гравюры на дереве, объединенные общей темой "Годы революции". Первый лист - "Октябрь 1917", второй - "Гражданская война". Это гравюры-летописи, в которых художник синтетически изобразил великую революционную эпоху. В листах множество действующих лиц и исторических эпизодов, органически связанных между собой. Кипит многолюдный митинг, на котором выступает Ленин. Громко звучат призывы "Долой войну!". В стремительном порыве солдаты, рабочие рвутся в бой на защиту революции, идет перестрелка. Падают убитые. -десь же фигурка мальчика, продавца газет. Это на гравюре "Октябрь 1917".
Лист "Гражданская война"... Скачут красные конники, уходят в лес партизаны, походным маршем следует пехота...
Гравюры Фаворского на революционные темы оптимистичны, великие исторические события рассматриваются им в философско-нравственном аспекте, как победа добра над злом, жизни над смертью.
К станковой графике Фаворский обращался не раз. Еще в 1918 году им была создана серия листов "Виды Москвы", а в 1921 году для альбома "Революционная Москва Третьему Конгрессу Коммунистического Интернационала" он исполняет гравюру "Кремль. Свердловский зал".
В 1929 году Фаворский создает "Портрет Ф. М. Достоевского", в котором образ великого писателя предстал во всей своей жизненной правде. Напряженный, сосредоточенный, задумчивый взгляд, поджатые губы, большой открытый лоб показывают человека противоречивой, трудной, трагической судьбы, для которого творчество - жизненная необходимость.
В 1945-1947 годах Фаворский исполняет серию гравюр "Великие русские полководцы". В образах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова воплощены храбрость и мужество русского народа, всегда отстаивавшего честь и независимость своей отчизны.
Подавляющее число произведений Фаворского были исполнены в ксилографии, однако выдающийся мастер графического искусства работал и в линогравюре.
Этот очерк о русском советском художнике В. А. Фаворском хочется закончить следующими словами другого замечательного нашего художника-графика Д. А. Шмаринова: "В последний день 1964 года мы проводили в последний путь Владимира Андреевича Фаворского... Жизнь Фаворского, наполненная бесконечным творческим трудом, была нелегкой. В дни Великой Отечественной войны Фаворский потерял на фронте двух сыновей... Творчество Фаворского нередко оценивалось предвзято и неправильно. Но художник не изменял себе - его жизненные цели, его творческие задачи определялись большими масштабами ".
Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.256
По материалам: http://www.russianculture.ru
Подготовил
Олег Любимов