01.10.2002 17:09 |
90 лет Льву Николаевичу Гумилеву 1 октября, исполняется 90 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилева /1912 - 1992/, ученого-востоковеда, философа, автора теории о возникновении и исчезновении этносов. Казалось, он родился счастливчиком, в семье двух великих русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, но мало к кому жизнь была так жестока, как к этому петербургскому мальчику, затем ленинградскому юноше, и только его старость озарилась тихим закатным светом солнца. Гумилеву не было еще и десяти лет, когда его отец был расстрелян за участие в антисоветском заговоре. Он не смог поступить в университет из-за социального происхождения. Четыре года вкалывал на черных работах, и когда, наконец, поступил - первый арест. Следует короткий срок в 1935 году, затем новый арест в 1938-м, 5 лет лагерей. Освободившись, Лев Гумилев остается на Крайнем Севере, работает геологом в приполярном краю, где недавно сидел; он страшится возвращаться в Ленинград, авось минует новая чаша... В 1944 году он уходит добровольцем на фронт и доходит до Берлина. Казалось, о нем забыли, но... новый арест грянул уже в 1949 году, 10 лет лишения свободы. Может быть именно из этой череды лишений выросла его /страшная для России/ теория этногенеза. Суть его новации в том, что каждому народу отпущен определенный отрезок существования, что-то около 1300 лет. В своем развитии этнос проходит три этапа. Первый - молодой пассионарный этап всплеска - сопровождается захватами и созданием мощного государства, на втором этапе новый этнос пожинает плоды своей силы, а затем неминуемо вступает в фазу надлома, упадка и агонии. Так вот, ведя начало русской истории с 14-го века, отрицая, кстати, татарское иго, и считая Русь органичным русско-татарским ханством, Гумилев фиксирует вступление России в фазу упадка, распада и гибели в ближайшие двести лет. По его теории, все началось с появления нигилистов в середине 19-го века, затем надлом нации выразился в революции и гражданской войне. После чего кризис продлился в войне с фашизмом, а современный этап - все те же примеры упадка энергетики этноса, с яркими внешними приметами: потерей завоеванных территорий, сокращением численности суперэтноса /россиян/, ослаблением воли у власти. "Мы идем путем падения Рима", - говорил Гумилев. Спасение только в немедленном уравнивании прав всех живущих в России. Итог: "России, скорее всего, не удастся пережить свой надлом. В России нет социальных инструментов, которые бы плавно переводили рывки этногенеза во что-то другое". По мнению Гумилева, только два народа все-таки бросают вызов апокалиптическим срокам, выведенным в его теории. Армяне и евреи легко перевалили за две тысячи лет развития, оба народа находятся в активной фазе пассионарного вызова. Эта теория не могла снискать Гумилеву ничего, кроме новых лишений, травли в исторических академических кругах, заматывания защиты диссертации. Она же принесла ему славу. На его лекции в Ленинградском университете собирались сотни поклонников национального краха. Подобно древнему гунну, промчался его дух мрачным всадником по головам эпохи. Выдающийся востоковед написал десяток блистательных книг. "Хунну" (1960), "Древние тюрки" (1967), "В поисках вымышленного царства" (1970), "От Московии к России" (1985), и главный труд жизни "Этногенез и биосфера -емли" (1990). Гумилев оставил после себя много учеников, и тем самым его жестокая горькая истина продолжает отравлять сомнениями дух новой России.
РИА "Новости"
Лолич
|