24.01.2003 21:53 |
155 лет со дня рождения русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916)
24 января, исполняется 155 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова /1848-1916/. К началу XX века он получил прозвище "Толстой русской живописи". > Творчество Сурикова - высшая точка в развитии исторической живописи в России XIX столетия, а его роль в русском искусстве той эпохи может быть сравнима лишь с вкладом Ильи Репина в становление бытового и портретного жанров. Художник написал не очень много картин, но каждая становилась творческим подвигом и событием в жизни России. "Утро стрелецкой казни" было показано на выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года - в день убийства Александра II народовольцами. Далее последовали трагические "Меншиков в Березове" /1883/ и "Боярыня Морозова" /1887/
Семь лучших полотен мастера, где полнее всего проявились его талант и оригинальный подход к исторической картине, одно за другим приобрел Павел Третьяков. Теперь только в живописной части собрания Третьяковская галерея хранит 120 произведений Сурикова, в том числе великолепный "Этюд головы боярыни Морозовой", пейзажные зарисовки Москвы, Сибири, Италии. Над любой из своих больших, подчас огромных, картин художник работал тщательно и серьезно, проверяя на натуре и лица, и мельчайшие детали, создавая десятки эскизов композиции. Его поиски достоверности каждой фигуры или головы напоминают бесчисленные подготовительные этюды к "Явлению Мессии" Александра Иванова. Острота психологических характеристик переплетается с пластической выразительностью - автор стремился, например, чтобы сани боярыни Морозовой "поехали", и сумел добиться эффекта движения. Живую и задорную картину "Взятие снежного городка" /1891/ - шедевр на тему русской зимы - художник создал в Сибири, куда уехал на 3 года, тяжело переживая смерть жены. Холст послужил прологом к "Покорению Сибири Ермаком" /1895/ - ее замыслом завершилась поездка на родину. В конце века главной для Сурикова стала героическая тема: тема народной удали, силы и единства ощутима в полотнах "Переход Суворова через Альпы" /1897/ и "Степан Разин" /1900/. Как и "Ермак", обе находятся в Русском музее. Суриков оказал сильное влияние на младшие поколения художников - Рябушкина, Рериха, Аполлинария Васнецова, на группу "Бубновый валет", но уже никто не достиг суриковского масштаба. Живописец редкого и многогранного дарования, он создавал замечательные пейзажи и портреты современников. Однако в историю искусства Суриков вошел прежде всего как первый, кто заговорил о трагической правде отечественной истории, выработав для этого своеобразный метод "монументального реализма". Его появление с разных сторон подготовили Ге /полотна "Петр и Алексей" и "Тайная вечеря"/, Крамской /"Христос в пустыне"/ и Репин с "Царевной Софьей". Но Суриков воистину неповторим, не похож ни на предшественников, ни на современников.
Родившийся в Красноярске в старинной казачьей семье, потомок тех, кто пришел в Сибирь с Дона вместе с Ермаком, в детстве окруженный предметами старины, Суриков проявлял живой интерес к ним и к окружающей природе, постоянно рисуя с натуры. Художественные способности мальчика рано заметили не только родные, но и посторонние люди. Местные меценаты, прежде всего городской глава золотопромышленник Кузнецов, предоставили юному Сурикову стипендию для обучения в Академии художеств, и в 20 лет он отправился с обозом в Петербург. Поступив в Академию не сразу, а лишь в 1870 году, он вскоре показал на выставке первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". -а время учебы Суриков получил последовательно малую и большую серебряную медали, малую золотую медаль. По окончании Академии, в звании "художник 1-й степени", он переезжает в Москву, чтобы работать над росписью Храма Христа Спасителя. К сожалению, в 1970-е годы снесен дом у Пречистенских ворот, где жил молодой живописец, а на его месте установлен памятник Энгельсу. В дальнейшем судьба художника, как и сюжеты многих его картин, в основном была связана с древней столицей, где он и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Lolich
|