-наменитые холсты "Не ждали", "Царевна Софья" и "Протодиакон", портреты мецената Павла Третьякова и композитора Модеста Мусоргского - без малого 80 картин и рисунков Ильи Репина включены в состав персональной выставки великого русского художника, которая впервые состоялась в Германии.
В воскресенье в Художественном музее Саарбрюкена открылась масштабная экспозиция, где показаны произведения Репина из собраний Государственной Третьяковской галереи /ГТГ/, Центрального музея современной истории России и Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Об этом РИА "Новости" сообщила старший научный сотрудник ГТГ Светлана Маслова.
В мировой музейной практике наметился рост интереса к русскому искусству, подчеркнули в ГТГ. Однако в -ападной Европе и США еще недостаточно хорошо знают русский 19-й век, хотя ведущие музеи России там хорошо известны. Из их собраний на -ападе чаще всего показывают древнерусские иконы и творения художников авангарда, тогда как передвижники остаются вне поля зрения устроителей выставок. В случае Репина исключением служит лишь Финляндия, где художник провел последние годы жизни; ныне финны им гордятся как национальным достоянием.
Прорывом в знакомстве европейцев с русским искусством второй половины 19-рубежа 20 веков стала первая в новейшей истории -ападной Европы выставка Ильи Репина, которая с огромным успехом прошла в Нидерландах зимой 2001-2002 гг. По словам Масловой, помимо голландцев, в Гронинген "на Репина" приезжали туристы со всей Европы - прежде всего из Франции, Бельгии, Германии. В целом за два месяца экспозицию посетило почти 300 тыс человек, что стало своего рода рекордом для музейной выставки в Европе в 2002 году, а пресса была полна восторженных откликов.
Показать у себя "русского Рембрандта" пожелали и представители Фонда культурной собственности немецкой области Саарланд, рассказала Маслова.
В Саарбрюкене выставка продлится до 3 августа, а затем будет перевезена в Национальную галерею Берлина. Помимо живописных работ, выставка включит в себя графику Репина - блистательная по качеству, она меньше известна широкому зрителю. Художник имел привычку повсюду возить с собой блокнот и зарисовывать то пейзаж в пути, то лица людей.
Правда, некоторые хрестоматийные картины не привезут в Германию: это полотна "Иван Грозный и сын его Иван" и "Крестный ход в Курской губернии". Как пояснила искусствовед, красочный слой на этих холстах покрыт кракелюрами, недостаточно хорошо сохранился и при транспортировке может осыпаться. По той же причине "невыездными" являются репинские "Бурлаки на Волге" из Русского музея. Кроме того, "Иван Грозный" еще около ста лет назад был изрезан ножом, подвергшись нападению безумного фанатика, а потому картину никуда "не отпускают" из стен Третьяковки.
Чугунный подрамник огромного веса не позволяет возить на дальние расстояния и знаменитый портрет Александра Третьего, раму которого украшают рельефные изображения гербов всех губерний России.
Lolich