04.01.2006 18:45 |
Михаил Лермонтов в искусстве его времени "Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире! Если же одаренный художник еще и великий поэт, то в сотворяемый им мир привносятся особые свойства, выходящие за пределы поэтического творчества и, в то же время, невмещающиеся ни в "чистую" графику, ни в живопись. Есть здесь и обратная связь, ибо рука гения не только следует велениям души, но и корректирует их. В этом проявляется взаимообусловленность всех ипостасей вдохновенного творчества - в живой ткани которых рождается момент истины. Иначе говоря, гений наполняет собой все, чего бы ни касался, ибо перо рисующее следует тому же позыву, что и перо пишущего.
Но движения души Лермонтова, явленные в Слове, ритмах рисунков и красочности пятен небольших полотен, помимо прочего, притягивают к себе особое внимание ввиду необычайной их дерзости и обжигающей всякий порок внутренней чистоте. Вникая в эпические образы его поэзии и "нездешний" колорит живописи, становишься свидетелем и даже соучастником некого загадочного действа. И, как это ни трудно, - миссия исследователя состоит в том, чтобы разгадать "почерк" легкокрылых вестников лермонтовской музы, "опредметив" их незримое присутствие в священном действе Слова и живых линий. Хотя, истинное прикосновение к творчеству Лермонтова может произойти, только, если филолог окажется достаточно даровит, чтобы уметь воспользоваться перьями, "выдернутыми" из крыла Вдохновения наиболее дерзкими из поэтов. Тогда только в словах ученого будет угадываться "след" поэтических образов Лермонтова, способны разгадываться тайны вдохновенных рисунков, и, посредством всего этого, - раскрываться сокровения души и самый могучий дух поэта!
Но, обнаруживая внутреннее единство духовных проявлений и сводя свой интерес к анализу визуального искусства, - можно ли считать, что, все, изображенное выдающимися писателями, является произведением искусства? Безусловно, нет! В то же время очевидно и то, что, мир творчества, нераздельный в своей сущности, "делится" в формах отображения внутреннего и окружающего нас мира.
Как же определить "разницу" этих форм?..."
Читайте эссе Виктора Сиротина.
Фото с сайта "Стихия" Марии Школьниковой
|