"Мы обычно преувеличиваем значение для искусства всякого рода "измов" /модернизм, сюрреализм, авангардизм т.п. " как в изобразительной сфере, так и в словесной/, недооценивая их роль в универсальном извращении человеческого сознания. Историю ХХ века невозможно представить без этого явления. Но знаем мы и цену прожитого нами столетия с его повсеместным нивелированием человеческой личности и
человеческой жизни как таковой.
Прожитый нами век со всеми его грандиозными достижениями в науке и технике будет тем не менее оценён потомками как глобальный откат мировой истории " к прошлому, едва ли не к варварству. Потому что магистральная дорога прогресса - от общинной особи к индивидуальной личности.
"Механизмы" мировой истории в ЕСТЕСТВЕННОМ развитии человеческой психики. И так как искусство " высшее, наиболее наглядное проявление личности, вторжение в него массового явления, пафосно именуемого "АВАНГАРДОМ", можно метафорическиуподобить внушительному удару по черепу современного человека " прежде всего незрелого юнца, порой до конца дней отмеченного этой "печатью". "Авангард" внедрился в современную глобальную культуру, иначе говоря " стал частью традиции, укоренился в поколениях, что, как говорится, "чревато"...
В конце концов, известнейший "стихоложец" капитан Лебядкин из "Бесов"
Достоевского " "типичный представитель авангарда", тогда ещё никем не признанного искусством.
Кстати, слово это, к которому мы привыкли, несколько неуместно, потому что ИСКУССТВО " наиболее ЕСТЕСТВЕННОЕ проявление личности, индивида... "Авангардное искусство" льстит своему потребителю " ибо, в конечном счёте, почти каждый и сам "так может". Минимум примитивной выдумки, максимум самомнения /в патологических случаях/ или обычной наглости " и нечто подобное вы сотворите сами.
Искусство воистину "пошло в массы". Исчезло различение подлинного таланта и элементарного трюкачества. Известная статья Маяковского "Как ДЕЛАТЬ стихи" била в точку. Стихи стали ДЕЛАТЬ. /Я сам поддался когда-то этой пошести/. Художественный ИНСТИНКТ человека был низведен до уровня примитивного ремесла. Бездарного штукарства.
Результат особенно нагляден в поэтической культуре -апада: подлинное стихосложение почти вымерло. Уделом "университетских поэтов" /официальная терминология/ - жалкие верлибры, выходящие тиражом в десяток-другой экземпляров для раздачи коллегам.
Наш нобелиант Иосиф Бродский, поддавшись в эмиграции общему поветрию, стал писать нечто несуразное /об этом " ниже/.
Популярность ФИГУРАНТА, попросту его мелькание в масс-медиа, имеет решающее значение придаёт ДЕНЕЖНУЮ ценность любому его творению. Даже если это кучка экскрементов, выложенная им подле музейного экспоната /наш отечественный "авангардист" Кулик/...
Обилие примеров " ниже.
Представляю здесь опыт эстетической экспертизы..."
Читайте в "Русском переплете".