От автора
Истина
никогда не побеждает. Просто умирают
ее
противники.
Макс Планк
И все доступно уж,
эхма,
Теперь для нашего
ума!
Поэт Цветик
Однажды, когда ночь покрыла
небеса невидимою своею епанчою, знаменитый французский философ Декарт, у
ступенек домашней лестницы своей сидевший и на мрачный горизонт с превеликим
вниманием смотрящий, - некий прохожий подступил к нему с
вопросом:
- Скажи, мудрец, сколько звезд
на
сем небе?
- Мерзавец! - ответствовал
сей, -
никто необъятного обнять не может!
Сии, с превеликим огнем
произнесенные, слова возымели на прохожего желаемое
действие.
Козьма Прутков. Выдержки из
-аписок деда
Этой книге я предпосылаю сразу три
эпиграфа.
Первый о том, что далеко не все идеи, в ней высказанные,
приемлемы для современного читателя. Время нас
рассудит.
Второй о том, как самонадеянны мы - люди - в своей
уверенности, что нам понятна жизнь наша, ее истоки, ее пути, ее свершения.
Все
не так, и все столь запутано, что смиримся со своим неведением и не станем
претендовать на абсолютную истину.
Третий отвечает на неизбежный к такой книге вопрос:
почему
в ней оказались именно эти литературные герои, а не иные, более близкие и
интересные читателю? К XXI в. человечество накопило такое
множество художественных произведений, в них живет такое множество героев,
что
любой выбор из их числа будет необъективным. Поэтому ответ у меня один: так
я
решил в интересах концепции этой книги, ведь "никто необъятного объять не может"!
Структура
моего сочинения вполне ясна: я ставил перед собой целью показать читателю,
какой народ какого прославленного в нашем
народе литературного героя дал человечеству. Внутри каждого раздела, если
статей в нем несколько, они выстроены в хронологической последовательности,
чтобы было ясно, кто из героев появился раньше и какое влияние мог оказать
на
более поздние персонажи.
Структура
каждой статьи более понятна тем, для кого литература является профессией и
кто
связан с ней непосредственно, кто понимает и принимает мистический смысл
подлинного
художественного творчества. Я позволил себе предположить, что писатель
является
только посредником между людским обществом и теми неизвестными нам сферами,
откуда
являются в наш мир литературные герои, чтобы навечно поселиться в нем, жить
в
нем, творить и активно влиять на наши умы. Приходят они не случайно, а
тогда, когда
на повестку общественной жизни особо остро выходят именно те проблемы,
понимание
которых и разъяснение которых эти герои в себе несут и, обосновавшись в мире
людей,
развивают во времени.
Исходя из
этой концепции, структура большинства статей следующая. В начале я
постарался
дать настрой на главную тему рассуждений в статье, далее следует биография
писателя
до времени создания им обсуждаемого произведения (это необходимо, чтобы
попытаться
понять, почему именно данный
писатель
оказался автором данного
литературного
героя), далее следует краткая история написания произведения и рассуждения
об
основных философских идеях, которые принес с собой в наш мир литературный
герой, как он рос и развивался среди людей, как влиял на них и что
представляет
собой в наши дни.
Примерно
десять статей структурно отличаются от остальных девяноста. В этих статьях
мною
даны общие философские установки и предлагается набросок космогонической
картины мировой литературы - духовной литературы, поэзии и художественной
литературы.
Я не стал выделять эти статьи из общей массы, поскольку данная книга требует
полного
последовательного прочтения: выборочное чтение лишь собьет читателя с толку,
и
он получит искаженное представление о том, что хотел сказать автор.
Подлинных
писателей в мире немного, и каждый из них не сочинительствовал от ума, но
был
выбран своими героями в иных сферах как посредник, с помощью которого они
пришли
в людской мир. Это, как правило, литература Великой Философии.
Гораздо
больше на свете беллетристов и рифмоплетов, пишущих малую литературу. Они
творят масскульт от ума, зачастую талантливый, отчего у него тоже есть свои
литературные
герои. Их самая яркая черта - шаблонность и философская поверхностность. Им
я
тоже обязан был уделить внимание в этой книге.
Ну и,
наконец, есть еще безмерный океан графоманов - людей, с иными сферами не
связанных, мнящих себя писателями, но на самом деле всего лишь
сочинительствующих,
то бишь высасывающих тонно-километры писанины из собственного ничтожества.
Подобные
пустышки, бесспорно, могут привлечь внимание себе подобных, но в этой книге
о
них упоминаться не будет.
Помимо
указанных в содержании литературных героев в книге рассказывается еще об
одной
героине, которая в обязательном порядке присутствует в каждом материале,
чуть
ли не на каждой странице. Это мифологическая Кассандра, злосчастная дочь
Приама
и Гекубы, великая пророчица, предсказаниям которой (по воле Аполлона) никто
никогда не верил. Такова есть сама Великая художественная литература,
которая
уже давным-давно рассказала человечеству его судьбу, показала пути
избавления
от грядущих напастей, но осталась не услышанной, поскольку слух людской
затмевают сладкоголосые песнопения соблазна. Бесполезность и безнадежность -
другое имя Кассандре.
Напомню
мысль
Виссариона Григорьевича Белинского, высказанную им в письме к В.И. Боткину в
начале декабря 1847
г.:
"С литературой знакомятся и знакомят не через обыкновенных талантов, а
через
гениев, как истинных ее представителей"*. Не должно забывать, что
большинство
литературных героев, о которых здесь рассказано, и есть порождения гениев и
сами есть гении - своего времени, типа характера, каких-либо важнейших
жизненных
черт и свойств человеческих. Они не рядовые, а выдающиеся из ряда, а потому
и
интересны читателю.
_______________________
* В.Г.
Белинский.
Полн. собр. соч. в 13-ти томах. Т. XII. Письма
1841-1848
гг. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956.
В
заключение
хочу выразить искреннюю благодарность главному редактору издательства
"Вече"
С.Н. Дмитриеву, который предложил мне тему данной книги и потом терпеливо
ждал
ее в течение долгих четырех лет, невзирая на то, что ему неоднократно
предлагали свои скорые услуги другие авторы.
Неизмеримо
благодарен я всем, кто принял участие в подготовке данного издания, прежде
всего редактору книги Валентине Ластовкиной, а также Валерию Алешкову,
Александру
Варакину, Александре Васильевой, Татьяне Даниловой, Лилии Ильченко, Виктории
и
Геннадию Лариным, Виорэлю Ломову, Сергею Луговскому, Татьяне Подгурской,
Павлу
Рудневу, Александру Старостину,
Татьяне Стельмах, Владимиру Теплякову, Анатолию Тотрову, Александру
Трофимову и
многим-многим другим.
Особо хочу
поблагодарить Н.Л. Мацуеву и О.В. Дубовицкую, которые оказали мне неоценимую
помощь в самый сложный период работы над книгой.
Александр
Базанов
Читайте в "Русском переплете".\
Гильгамеш поддерживает крылатый диск