Издательство <Альфарет> собрало по крупицам лучшие иллюстрированные периодические издания Серебряного века.
Ведущие журналы русской интеллигенции - <Мир искусства>, <-олотое руно>, <Жар-Птица>, <Столица и усадьба> сегодня оказались сокрытыми от простых смертных. Ни в одной публичной библиотеке вам не позволят их даже полистать. Все они переведены в формат микрофильмов, просмотр которых не дает полного представления об изысканном печатном издании. Только сейчас шедевры русской периодики, подобно мифическим жар-птицам, переживают второе рождение и становятся доступными каждому любителю искусства.
Уцелевшие комплекты - находятся под бдительным присмотром библиотекарей, потому что выдать их читателям значит потерять то немногое, что осталось от них спустя столетия. Выдранные и изрезанные иллюстрации, прожженные обложки, измятые страницы хранят следы человеческого вандализма. Единственную возможность сохранения национального достояния могут предоставить факсимильные копии утонченных изданий.
Иллюстрированные журналы были исключительными по оформлению и стали знаменательным явлением в русской культуре. Богатые краски, мелованная бумага передают шедевры живописи, графики, архитектуры. В журналах печатались стихи, рассказы, очерки и обзоры культурной жизни Москвы и Петербурга.
Для символистского журнала <Мир искусства> (1898-1904) была характерна эклектика вкусов. На фоне восхваления классической красоты Петербурга и окружающих его дворцов журнал предлагал увидеть красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. На его страницах печатались Д. Мережковский, -. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, К. Бальмонт, Андрей Белый, Вс. Соловьев. -десь были опубликованы репродукции картин В. Серова, Л. Бакста, Е. Лансере. Традиции утонченного периодического издания следом за <Миром искусства> перенимает журнал московских символистов - <-олотое руно> (1906-1909). Первые два года он был широкоформатным и тяжеловесным, в последующее время его создателям пришлось отказаться от вычурной роскоши. Однако неизменным в оформлении остались восхитительные украшения обложек и страниц: огромное количество иллюстративного материала, пейзажи, цветные портреты, виньетки. -десь печатаются М. Врубель, Л. Бакст, В. Борисов-Мусатов и многие другие художники, чьи картины спустя столетия попали в лучшие музеи мира. Жемчужиной эмигрантской периодики является знаменитый журнал начала XX века - <Жар-Птица> (1921-1926). Не справившись с напором пролетарской цензуры, редакция журнала, а также все выдающиеся художники, литераторы и философы, переносят прерванный в России процесс культурной реформации в Берлин и Париж. Среди авторов этого издания были С. Черный, А. Толстой, А. Плещеев, Б. Пильняк.
www.alfaret.ru