05.04.2012 07:59 |
8 апреля 2012 года открывается Первый Всероссийский музыкальный фестиваль "Александр Александрович Алябьев - выдающийся русский композитор" Фестиваль посвящается 200-летней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года и 225-летней годовщине со дня рождения композитора Алябьева, участника этой войны и активного общественного деятеля.
Помимо Москвы, события Фестиваля состоятся в течение всего 2012 года в Тобольске, Смоленске, Пятигорске, Оренбурге, а также в городах Коломна, Пущино, Щёлково Московской области и закончатся в Москве в декабре.
На открытие Фестиваля 8 апреля Народный клуб любителей русских басов представляет свою 27-ю программу, состоящую только из произведений Алябьева. В программе концерта - редко исполняемые романсы и песни, ряд которых не уступают по силе художественного воздействия романсу "Соловей". В концерте также впервые прозвучит в исполнении вокального мужского квартета
Литургия св. Иоанна -латоуста, ре минор.
Автор знаменитого романса "Соловей" обратился в своем творчестве практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...), но основная масса слушателей связывает его имя только с романсом "Соловей" на стихи А.Дельвига.
Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений: три литургических цикла (две Литургии и Всенощное бдение), около восьмидесяти духовных хоров, несколько хоровых концертов, гимны и торжественные танцы для хора, а также первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл а'сареllа на светские темы.
Выдающийся музыковед, академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Асафьев писал: "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам его музыки".
И вот уже в ХХI веке из архива композитора и дирижёра Большого театра Н.С.Голованова извлекается автограф рукописи Алябьева "Литургии св. Иоанна -латоуста", ре минор, вероятно, ориентированной композитором на исполнение мужским хором Тобольского -наменского монастыря. Это крупное духовное сочинение Алябьева опубликовано в 2002 году под редакцией О. И. -ахаровой.
Выдающийся исследователь творчества Алябьева Б.В. Доброхотов, подчеркивая <художественные достоинства большинства церковных хоров> Алябьева, отмечает, что композитор нередко превращал богослужебные песнопения в своеобразные лирические хоровые романсы: "Сочиняя их, композитор не мог отказаться от столь близкой ему светской вокальной музыки, и часто в этих хорах богослужебного назначения начинают звучать романсные интонации". Такой подход к богослужебному пению отличал не одного Алябьева: он присутствует в духовной музыке А. Е. Варламова, А. Н. Верстовского и других композиторов доглинкинского периода русской музыки. Можно полагать, что Александр Александрович, скитаясь по городам ссылки, куда он был отправлен по ложному доносу, находил утешение в создании духовных песнопений.
Итак, концерт 8 апреля начнётся в 15 часов в конференц-зале Российской государственной библиотеки, г. Москва. В.Сидоров
|