14 ноября в 17.00 галерея "АРТ.объект" приглашает всех на открытие персональной выставки Юрия Штапакова "Сделано в небесах". (Галерея "АРТ.объект", ул.Шамшева, 6А, справки по телефону: 490-62-15).
Трудно определить жанр выставки, главным персонажем которой стало видавшие виды кровельное железо. Материал для всех нас почти симвличный, особенно в преддверии очередной обещающей быть суровой зимы. И все же художника занимает не проблематика ЖКХ, главная тема выставки - это Живопись, та самая Живопись. Хотя внимательный зритель, возможно, откроет для себя здесь что-то еще.
Ржавчина как соавтор
(текст куратора выставки Александра Дашевского)
Юрий Штапаков известен как книжный график. По отношению к Хармсу, Достоевскому он - интерпретатор, комментатор, иногда задира, вызывающий классика тряхнуть стариной. Однако литературными интересами его активность не ограничивается. Мягко вторгаясь на территорию перформанса, живописи, инсталляции, мультимедийного искусства, художник экспериментирует, ощупывая свои темы. Он варьирует несколько дорогих сердцу мелодий - травматичное общение между полами, ностальгические образы советского времени, Петербург как история и как место. Часто эти темы заявлены вскользь, намеком, а основное внимание автора сконцентрировано на материале, его выразительных и смыслоносных возможностях.
Когда Штапаков идет от материала, сюжет, концепция оказываются в подчиненном положении по отношению к новой технологии, приему. Самодовлеющая жизнь техники становится содержанием работ. Сами произведения не столько адресуются к культурному багажу, сколько к зрительно-тактильному опыту. По контрасту с нарративыми конструкциями, неотступно преследующими тех, кто строит искусство на словесном фундаменте, художник последнее время делает вещи, которые принципиально трудно и необязательно вербализировать.
В проекте <Выжженная земля> текущая типографская краска <сама> превращалась в полуабстрактный болотный пейзаж. Мрачноватые переливы монотипий из серии <Формула сокрытия> беспредметны, но чреваты вполне внятными ассоциациями. Новый проект - следующее движение в этом направлении.
Железная картина - эффектный, но опасный ход. Использование материала <с историей> - распространенное до банальности формообразование в новейшем российском искусстве. Размокшие гофрокартонки, ломаные стулья, старые оконные рамы, грязные доски, старая обувь, царапаные чемоданы, драные раскладушки, ржавые ведра автоматически упаковывают стандартный набор дискурсов в пластическую амбивалентность. Рассматривать произведения Юрия Штапакова в этой перспективе неинтересно и неправильно.
Эстетическая ставка сделана на скромность, бессловестность. Маленькие темные картинки не вступают в парадоксальные отношения с бедным материалом, из которого они изготовлены. Собственно бедность, бросовость, потрепанность, трудная судьба должны, по задумке художника, быть предъявлены зрителю. Авторская воля вынесена за скобки, чтобы дать ржавому металлу возможность излучать накопленное время. Штапаков ненавязчиво подталкивает зрителя к почти исчезнувшему типу потребления искусства - интимному, сопереживательному, ищущему резонанса с собственной жизнью. Произведение (как вещь и как акт) отдано во власть петербургских стихий - ужасного климата и неловких человеческих попыток обустроиться.
Это искусство, которое обращается к базовому, труднопроговариваемому пласту тактильного и зрительного опыта, на котором стоит здание личности, национального и регионального менталитета с индивидуальными надстройками. Оказавшись в пространстве галереи, куски стали становятся одновременно архетипическим пейзажем, редимейдом, визуальным эссе о чередовании неуклюжих приступов созидательности и равномерной эрозии, возможностью вглядеться в себя и тех многих, чьи взгляды годами скользили по этим поверхностям.
галерея "АРТ.объект" живопись, графика, объекты
СПб, ул.Шамшева, 6А тел.: (812) 490-62-15
www.artobject-gallery.ru