Мастер
психологического
портрета
Интерес к творчеству Александра Ивановича Куприна не иссякает. "Почему он большой писатель? - говорил хорошо знавший работы Куприна Д. Н. Мамин-Сибиряк. - Да потому, что он живой... в каждой мелочи живой". Да, Куприн был жизнелюбом, и это отношение к жизни чувствуется в его творчестве. Он сам называл себя "благодарным обожателем" жизни, ее "всепрощающим влюбленным, нетерпеливым, старым слугой". Поэтому Куприн любил описывать красивых, сильных, ярких людей, подобных себе. Любил риск, азарт, охоту, его влекло ко всему необычному, экзотическому.
Детство и юность у Куприна полны невзгод и лишений. Его мать Кулунчакова принадлежала к старинному княжескому
татарскому роду. Отец Куприна умер, когда он был
еще ребенком. С семи лет он в сиротском пансионе,
потом десять лет (1880-1890) в закрытых военных учебных заведениях. Пребывание в кадетском корпусе, тяжелый казарменный режим Куприн впоследствии изобразил в автобиографической повести "На переломе" ("Кадеты"). Жизнь в Александровском училище отразилась в романе "Юнкера", написанном уже в эмиграции. По окончании пехотного училища Куприн четыре года прослужил в полку. В это время он уже много пишет. В 1893 петербургский журнал "Русское богатство", с которым Куприн впоследствии сотрудничает, опубликовал его первую повесть "Впотьмах", рассказы "Лунной ночью", "Дознание".
После первых публикаций, Куприн оставил военную службу и стал профессиональным литератором. Это был нелегкий хлеб, и часто ему приходилось жить впроголодь. Он пишет в эти годы очень много в самых разнообразных жанрах: рассказы, очерки, передовицы, рецензии. Одно из заметных произведений этих лет - повесть
"Молох" (1896); в ней в мрачных символистских красках описан завод, которому как молоху служат люди. Это протест против пожирающей природу цивилизации и людей, против Молоха-капитализма.
Скоро Куприн примыкает к группе писателей издательства "-нание", здесь в 1905 он публикует наиболее значительное свое произведение "Поединок", созданное на автобиографической основе. "Поединок" прозвучал как гром среди ясного неба: это была суровая, если не сказать - беспощадная, критика русского военного сословия, обличение затхлости военного быта. После поражения в русско-японской войне повесть прозвучала особенно актуально. Она как бы объясняла духовные, нравственные истоки неизбежных военных неудач. В "Поединке* было не только обличение, но и мольба об уважении к человеческой личности.
У Куприна можно найти много острых, социально направленных произведений, На гребне русской революции написаны "Штабс-капитан Рыбников", "Река жизни". "Бред", "Гамбринус" - в них и пафос обличения. и пламенный гимн силе человеческого духа. Позже создается повесть "Яма".
Самая чистая повесть Куприна, которая, как он сам говорил, вылилась из сердца -"Гранатовый браслет". Это гимн любви, но любви неразделенной, незамеченной. Тема большой любви вообще характерна для творчества писателя, пример тому - повесть "Олеся", которую так любят экранизировать кинематографисты.
Революцию писатель встретил резко отрицательно и стал эмигрантом. 17 лет Куприн провел вдали от родины, жил главным
образом в Париже. От политической деятельности он
скоро отошел и занимался чисто литературным трудом.
В эмиграции написано множество повестей, рассказов, роман "Жанета", такие шедевры как "Ноты лесу", "Вальдшнепы", "Ночная фиалка". Но основной труд - это, конечно, роман "Юнкера" (1928-1932).
Весной 1937 тяжелобольной писатель вернулся на родину.
Он приехал умирать.