Таня Фирсова – мой старый друг. Мы познакомились с ней в 1972 г., когда она
была студенткой журналистского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Но к этой
профессии она пришла не сразу. Сначала были исторический и филологический
факультеты, которые она вскоре оставила, и решающим фактором в ее конечном
выборе, видимо, стал ее папа, известный тогда журналист Иосиф Нехамкин.
Судьба нас то сводила, то разводила, но мы никогда не теряли друг друга из
виду. За это время Таня стала замечательной журналисткой. Она работала и
печаталась в таких популярных изданиях, как
«Комсомольская правда», «Новое время», «Неделя», «Студенческий
меридиан», «Новое русское слово» (США).
Одно из ее главных качеств – умение учиться у
других. И ведь было у кого: ее окружали ассы, еще при жизни ставшие легендой отечественной журналистики - Ярослав
Голованов, Владимир Губарев, Леонид Репин, Николай Боднарук,
Борис Новиков. «Школа была суровой, но и веселой, - вспоминает Таня,
рассказывая о своей работе в «Комсомольской правде», - нигде и никогда я больше не встречала такого
конгломерата, замешанного на молодости, таланте, трудолюбии и любви к своему
трудному и непростому делу».
И еще одним важным для журналиста (как, впрочем, и для любой другой
творческой профессии) качеством она обладает: стремлением к совершенству. Один
из ее редакторов часто нарочито сердито говорил ей: «Ну, ты же не Лев Толстой,
чтобы трижды переписывать статью. И первый твой вариант вполне годился».
Именно поэтому ей поручали брать интервью у таких известных людей, как
академики А.Д. Сахаров, В.И. Гольданский, И.И. Артоболевский, маршал И.Х. Баграмян, епископ Василий Родзянко
и его сын, режиссер Владимир Родзянко, доктор Святослав Федоров, оперная певица
Галина Вишневская (по телефону в Париж, когда им с Вячеславом Растроповичем вернули гражданство), художники Гриша Брускин, Константин Звездочетов, Владимир Янкилевский, скульптор Борис Орлов, музыканты Владимир
Ашкенази, Нина Бейлина, Андрей Гаврилов, Гидон Кремер
и др. Поручали, потому что знали, что она справится. Да и те, у кого она брала
интервью, никогда ей не отказывали. Видно, чувствовали в ней душу настоящего
журналиста.
Сейчас она отошла от активной деятельности. Мы иногда встречаемся, порой
вместе ходим на выставки и концерты. И если ей что-то очень нравится, она снова
загорается, как в молодости, и берется за перо. Так случилось и недавно после
концерта пианиста Наиля Мавлюдова.
Уверен, читателям «Русского переплёта» будет интересно прочитать ее «Заметки на
афише».
Виктор Погадаев
ЗАМЕТКИ НА АФИШЕ
Татьяна Фирсова
О
концерте, который состоялся 14 марта в Доме- музее Марины Цветаевой в Москве в
Борисоглебском переулке.
Для начала несколько слов об исполнителе. Наиль Мавлюдов - выпускник
Московской консерватории. Класс С. Доренского. До
этого занимался в Детской музыкальной школе № 6
г.Саратова по классу преподавателя Л.Е.Андреевой. Лауреат многих международных
конкурсов: Австрия, Германия, Швейцария, Франция, Италия, США, Япония. Имя его
уже хорошо известно широкому кругу специалистов и коллегам — музыкантам во всем
мире. Знают его и многие любители музыки. Я, увы, его не знала. Но мое упущение
стало для меня настоящим открытием. Самого исполнителя, его прекрасной
фортепианной игры, и его в хорошем смысле блестящей карьеры.
С момента окончания консерватории, не беря в расчет ЦМШ,
которую он закончил с отличием (класс М Канделаки), прошло всего... пять
неполных лет. Много это или мало? Для молодых музыкантов, чей путь на большую
сцену всегда очень непрост, - стремительно.
Говорит о главном - о таланте (в первую очередь), о трудолюбии (тоже в первую очередь)… И безусловно о том,
что его вовремя «заметили». Прекрасно, что всё совпало. Концерт в очередной раз
это полностью подтвердил. Как я поняла, репертуар его уже велик. Это И. С. Бах,
С. Рахманинов, Ф. Шуберт, Ф. Лист...
Пусть не покажется мое сравнение выспренним, но в эпоху, которую переживает мир сегодня, концерты музыкантов
(особенно исполняющих классику) сродни подвигам врачей, спасающих людей. Одни
врачуют телесные недуги, другие исцеляют душу, ведь именно она - стержень
нашего бренного тела.
Что же прозвучало на «сеансе добра» - концерте Наиля Мавлюдова? Прежде всего, И.
С. Бах, композитор столь любимый и почитаемый многими, что лишние слова и
эпитеты как бы и не нужны. Прелюдия и фуга фа минор из 2-й части «Хорошо
темперированного клавира», баховской библии музыки,
которую не обойдут вниманием ни серьезный музыкант, ни почитающие Баха
слушатели. Вслед за этим – «Чакона». Так назывался народный испанский танец в
средневековье. Баховская «Чакона», написанная им в
тяжелый момент после смерти жены – торжество «духа над материей».Текст вроде бы
канонический, нарушить его просто невозможно, тем не менее, каждый музыкант,
исполняющий это произведение, вносит в него исключительно свое видение и
ощущение жизни.
«Свое видение» позволяет развиваться музыке гения в том
направлении , которое созвучно именно данному исполнителю, его сугубо
индивидуальному восприятию. Фактически так происходит с любым произведением. Но
для меня абсолютная загадка, как это делают молодые музыканты, не имеющие
такого жизненного опыта, как его создатель?! Именно этим меня и удивил Наиль Мавлюдов. Зрелостью игры
при своей жизненной молодости, убедительностью интонаций и абсолютной
уверенностью в правоте акцентов.
Недавно мне сказали: зачем ты пишешь о концерте, который
уже прошел? Кому это интересно? Постараюсь объяснить.
Концерт, действительно, как сиюминутное событие прошел.
Но прекрасное впечатление и не менее прекрасное «послевкусие» - остались. И
донести эти ощущения до тех, кто там не был, мне очень хочется. Даже в том
случае, если эти заметки будут прочитаны лишь небольшим числом любителей. Пусть
хотя бы они лишний раз убедятся, что мир сосредоточен не только на одних
проблемах и ужасах повседневности. Пусть будет музыка. Хотя бы изредка!
Дальнейшая концертная программа Наиля
Мавлюдова приняла романтическое направление. Были
сыграны две прелюдии Сергея Рахманинова (фа диез минор и соль минор, опус 23) и
этюд - картина (опус 39#5). Это - произведения русского периода творчества Рахманинова.
Для тех, кто забыл, что такое прелюдия в музыке, напомню: это небольшая пьеса. Или
пролог к написанному в дальнейшем крупному музыкальному произведению, или
самостоятельная, достаточно небольшая, но законченная пьеса практически
свободной формы. Почти импровизация. Именно так они и были сыграны пианистом. Прекрасно,
легко и романтически возвышенно.
С настроенческой музыкой,
прозвучавшей на концерте в доме Цветаевой, были связаны и вариации на тему
Паганини ныне живущего канадского композитора и блистательного виртуоза - пианиста, известного
во всем мире М.- А. Амлена. И великолепный
"Экспромт" си бемоль мажор (опус 142) австрийца Ф. Шуберта, так рано
покинувшего мир. В 31 год…
Но, пожалуй, вершиной концерта Н. Мавлюдова
стала соната Ф. Листа си минор, которая сложна в техническом исполнении. Общеизвестно,
что сам Лист был не только прекрасным пианистом, умелым преподавателем, но и
выдающимся виртуозом фортепианной игры. Слава его гремела по всей Европе. Бывал
он даже и в России. Так вот для того, чтобы современному музыканту (особенно
молодому!) исполнять его сочинения, нужна не только блестяще отточенная
техника, но и недюжинная исполнительская смелость. Именно их и
продемонстрировал пианист.
Хотелось бы думать, что после таких длинных, но, увы, не
всеобъемлющих «заметок» и вам захочется послушать Наиля
Мавлюдова на его концертах или хотя бы в записях,
которые есть в интернете.
Мне кажется, что это был один из последних концертов в
Москве перед ее " погружением в карантин".
Тем, кто пришел на него, очень повезло.
Татьяна Фирсова
Представлена Виктором Погадаевым