Имя Пелагеи (Полины) Антипьевны Стрепетовой у многих людей вызывает в памяти ее портрет работы Ярошенко, который можно увидеть в одном из залов Третьяковки. На нем изображена молодая и необыкновенно печальная женщина. Пристальный взгляд огромных, выразительных глаз придает грустному лицу чрезвычайную одухотворенность.
В 15 лет она отправляется в Рыбинск -работать в провинциальной театральной труппе. Подлинный успех пришел к Стрепетовой в сезон 1869-1870 в Самаре, где она исполняла роли, составившие впоследствии основу ее репертуара - Василису Ме-лентьеву в одноименной пьесе Островского, Т. Уильямса (1970), Хлудова в постановке по пьесе М. А. Булгакова "Бег" (1978).
В 1997 ушел из Театра им. Вл. Маяковского и основал свой театр. В кино дебютировал в 1960 году в роли Акопа в фильме "Обвал". В 1966 сыграл одну из своих лучших ролей: Артема Манвеляна в фильме "-дравствуй, это я!". Среди других киноролей в кино: Мукуч ("Треугольник", I967), Левон Погосян ("Когда наступает сентябрь", 1976), штабс-капитан Овечкин ("Новые приключения неуловимых", 1968), Тристан ("Собака на сене", 1978), Сеня ("Паспорт", 1990), Алексей Егорович ("Цареубийца", 1991). Поистине всенародно любимыми стали его роли в фильмах "Место встречи изменить нельзя", "Рафферти", "-дравствуйте, я ваша тетя". В 1985 ему присвоено звание народного артиста СССР.
Катерину в "Грозе", Лизавету в "Горькой судьбине" Писемского.
С 1880 два сезона актриса играет в театре А. А. Бренко. Ее новые роли - "Псковитянка" Л. А. Мея, Груня и Евгения в комедиях Островского "Не так живи, как хочется" и "На бойком месте", Марьица в "Каширской старине" Д. В. Аверкиева.
Отыграв последний в своей жизни сезон, она умирает в 1903 - всеми забытая и бесконечно усталая от жизни... Причину ее столь резкого крушения после невероятного успеха помогают понять слова Островского об особенностях дарования Стрепетовой: "Как природный талант, это явление редкое, феноменальное; но сфера, в которой ее талант может проявляться с особым блеском, чрезвычайно узка..."