Шедевры графики ХХ века, пополнившие коллекцию Государственной Третьяковской галерее /ГТГ/ за последние 10 лет, собраны в экспозиции "Новые поступления современной графики". В пятницу она открылась в залах ГТГ на Крымском валу.
С рисунка карандашом на бумаге начинается любое, самое грандиозное произведение искусства, будь то бронзовый монумент или творение архитектора. Но и сами листы бумаги с рисунками, акварелями, гравюрами нередко ценятся как самостоятельные шедевры. Имена многих авторов, чьи работы собраны на выставке, вписаны в "золотой фонд" искусства России ХХ века: Петр Митурич и Александр Дейнека, Владимир Фаворский и Алексей Кравченко, Михаил Соколов и Татьяна Маврина, Антонина Софронова и Борис Чернышев, Владимир Яковлев и Дмитрий Лион, которых ныне называют гениальными художниками. Выставка показывает графику как искусство наиболее демократичное, но и отвечающее запросам самых взыскательных ценителей, отметила в интервью РИА "Новости" старший научный сотрудник отдела графики ХХ века ГТГ, кандидат искусствоведения Ирина Лейтес.
Рисунки пером и цветными карандашами, углем и сангиной, гуашь и темпера, резцовая гравюра и "сухая игла", даже бумага ручного литья - экспозиция охватила практически все направления в графическом искусстве и вобрала в себя "все знаковые имена". В их числе - и те, кто принадлежал к эпохе авангарда, как Кузьма Петров-Водкин или ученики Казимира Малевича, и те, кто творил "суровый стиль", как Николай Андронов, и крупнейшие фигуры андергаунда Олег Кудряшов, Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин.
Лишь 200 листов из огромного собрания рисунка и гравюры прошлого века, которое в ГТГ насчитывает свыше 32 тыс единиц хранения, вошли в экспозицию. Тем не менее, она поражает разнообразием: яркие, насыщенные действием композиции соседствуют с монохромными, лаконичными, но не менее великолепными листами. По словам Лейтес, это только "верхушка айсберга", каковым можно представить массив из 4 тыс произведений графики, пополнивших коллекцию ГТГ на протяжении последнего 10-летия. Кстати, в условиях скудного финансирования многие из новых поступлений - это дары самих авторов и их наследников, отметила искусствовед.
Lolich