22.02.2004 19:01 |
Изучение малочисленного - наука и/или религия? "Что мы вообще можем изучать? В качестве материала для изучения может быть использовано уже накопленное (архив, т.е. база данных и база знаний), а может ≈ окружающая природа. С архивом работает математика; в ней база данных ≈ натуральный ряд, база знаний ≈ все остальное. Кто-то из великих математиков сказал "Бог создал натуральный ряд, человек ≈ остальное". С базой данных и базой знаний работает история, иногда с базой данных работают метеорологи, экономисты и социологи ≈ когда они берут данные, полученные кем-то другим и обрабатывают их иначе. Объем подобной деятельности будет со временем расти, поскольку всяческие данные человечество получает все время и они накапливаются. А методы анализа данных совершенствуются и естественно применять эти новые методы к уже имеющимся данным. Например, создана и успешно применяется программа, которая находит новые медицинские закономерности, анализируя медицинские публикации и данные. Религия, как и математика, изучает не природу, а единственный объект, например, моя ≈ Тору (не вполне адекватный перевод объемлющего текста, Танаха, христиане позже назвали Ветхим Заветом). Со временем исследованная человеком часть природы увеличивается и одновременно увеличивается мощность методов анализа. В областях размышлений, занимающихся не природой (математике, религии), умощнение методов так же позволяет идти вглубь. Доказана Большая теорема Ферма, а исследователи Торы так и говорят ≈ о слоях смыслов.
Наука изучает вширь (привлекая новые объекты) и вглубь (узнавая новое об известных объектах), религия ≈ только вглубь. Хотя это различие не очень четкое. Ведь открытие нового объекта можно трактовать как углубление познания глобального объекта ≈ Вселенной. Кроме того, Второзаконие было открыто позже остальных книг Торы (и, возможно, написано позже ≈ Моисеем перед его смертью, см. Г.Вук), значит религия расширила свой список объектов. И не исключено (в принципе), что это произойдет позже. Представьте себе, что при раскопках обнаружена книга, которая текстологически не отличается от пяти книг Торы. Не назовут ли ее со временем шестой книгой Торы? Поэтому в данном пункте отличие науки от религии слабо ощутимо..."
Читайте статью Леонида Ашкенази в "Русском переплете".
Выскажите свое мнение на:
|