Основная проблема при выяснении этого вопроса заключается в том, что нет точного определения, что можно считать древним искусством. Пространное исследование на эту тему опубликовано в журнале PNAS.
Одним из самых старых в мире произведений искусства считается наскальный рисунок поросят, выполненный охрой на стенах пещеры Леанг Тедонгнге на индонезийском острове Сулавеси. Предварительная датировка показала, что этому произведению искусства 45,5 тысячелетий.
Однако, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая картина, рисунок или предмет заслуживают звания произведения искусства. Считаются ли искусством отпечатки ладоней на стенах пещеры и упорядоченные насечки на кости?
Самые ранние свидетельства преднамеренного нанесения отметин появляются на сотни тысяч лет раньше свиней Сулавеси, когда люди и другие гоминиды начали вырезать параллельные линии, сетки и круги на панцирях и костях. Но археологи расходятся во мнениях относительно того, действительно ли это самые ранние проблески художественного самовыражения.
Недавние открытия как фигуративных, так и абстрактных изображений, включая резьбу на кости возрастом 51 тысячу лет, сделанные неандертальцами в Германии, побуждают исследователей и других людей задаться вопросом: когда действительно возникло искусство и у каких видов людей?
«В изучении палеолитического искусства есть большая проблема: мы не знаем, что такое искусство», - признается эволюционный когнитивный археолог Дитрих Стаут из Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия.
Искусство, как его представляли археологи в XIX веке, возникло в результате творческой революции, совпавшей с самыми ранними европейскими наскальными рисунками, созданными примерно 30 тысячелетий назад, как наскальные рисунки в пещере Шове во Франции.
Однако современные исследования в разных областях науки доказали, что нет веских оснований думать, будто европейские произведения искусства являются свидетельством когнитивного скачка, который позволил людям творить нечто абстрактное. С той же долей вероятности они могли просто означать, что в Европу в этот период прибыли новые группы людей, у которых уже были художественные навыки.
Сегодня Стаут выделяет несколько разных лагерей в археологии, которые придерживаются разных определений того, что можно считать искусством. Самый распространенный критерий того, что считается искусством – это создание чего-либо без видимой практической пользы. Возьмем, к примеру, красную охру, которую люди использовали для раскрашивания свиней Сулавеси. Этот пигмент древний художник вряд ли добывал специально для создания рисунков. Вероятнее всего он взял его после использования в других областях: нанесения боевой раскраски на лицо или обработки шкур.
Другие интерпретации того, что составляет «искусство», могут предложить иную теорию его происхождения. И эта история не обязательно начинается с нашего вида. Имеются свидетельства об абстрактных изображениях, найденных на Яве, которым 500 тысяч лет: это зигзагообразные линии на морской ракушке, которые когда-то начертил Homo erectus.
А недавно археолог Дирк Ледер из Государственного управления культурного наследия Нижней Саксонии в Ганновере обнаружил абстрактные тройные L-образные узоры, вырезанные на оленьей кости, помещенной между черепом пещерного медведя и двумя лопатками оленя. Они находятся в пещере неандертальцев на территории Германии. Узорам 51 тысяча лет. После их исследования под микроскопом и с помощью метода компьютерной томографии было получено трехмерное изображение, на котором видно, что надрезы были сделаны аккуратно под определенным углом. Это позволяет предположить, что они были нанесены намеренно и за несколько тысяч лет до прибытия Homo sapiens в Европу.
«Вывод двоякий», – говорит Дирк Ледер. – «Во-первых, неандертальцы были способны создавать преднамеренные символические изображения. Во-вторых, истоки искусства следует отодвинуть не на 45 000 лет назад, но на гораздо более длительные сроки».
Так когда же возникло искусство? Ответ зависит от того, какого определения искусства придерживается ученый. Однако археолог Адам Брамм из Университета Гриффита в Брисбене отмечает, что не менее важен вопрос, почему наши предки стали создавать произведения искусства.
Обозрение "Terra & Comp".