Изображения животных - рисунки более позднего времени.
Три сезона отряд археологов из Института археологии СО РАН
работал на западе Республики Казахстан, в отрогах Мугоджарских
гор (Актюбинская область). За это время открыты и исследованы
более 60 пунктов палеолитического времени.
В.Садыкова,
наш корр.
Мугоджары являются южным продолжением Уральских гор и состоят из
небольших возвышенностей с обнажениями кремнистого песчаника.
Многочисленные находки каменных изделий, встречающиеся как на
возвышенностях, так и на ровных поверхностях, обнаруженные в
одном из гротов загадочные рисунки-петроглифы доказывают, что
люди на эту территорию пришли еще в эпоху каменного века,
предположительно - в первую половину плейстоцена.
Сегодняшний разговор с одним из членов экспедиции, доктором
исторических наук Валерием ПЕТРИНЫМ.
- В 1999 году в Мугоджарах были найдены очень интересные
археологические комплексы, которые относятся к ашеле - начальной
стадии палеолита. На это указывают найденные там бифасиально
обработанные каменные орудия. Три сезона понадобилось сибирским
археологам, чтобы набрать достаточно вещественных доказательств,
подтверждающих это заключение.
Еще в 1944 году американский ученый из Гарварда Мовиус предложил
гипотезу, согласно которой палеолитический мир делится на две
зоны - европейско-африканскую, для которой были характерны
двусторонне обработанные каменные орудия - рубила, и азиатскую,
где господствовали галечные орудия, которые затесывались с одной
стороны по длинной оси. Весь мир в палеолите, таким образом,
становился двухполярным. Эту теорию в свое время критиковали
многие советские ученые, но, как показывают наблюдения,
историография, теорией двухполярного мира при интерпретации
памятников пользовались многие.
Китайские, американские, японские и наши новосибирские археологи
подтверждают, что, в принципе, рубила встречаются в Азии: и в
комплексе Ярх в Монголии, открытом А.Окладниковым, и на стоянке
Торгалык в Туве, открытой С.Астаховым. Но больших комплексов,
сравнимых по количеству находок с европейскими, до сих пор не
было.
|
Грот, в котором оказались таинственные рисунки.
|
Мугоджарские находки - каменные орудия, скребла, заготовки для
ножей, рубила и "мастерские", где их изготавливали, по количеству
сопоставимы с теми, которые были открыты на западе. Если верна
теория Мовиуса, то мы нашли самую крайнюю восточную границу
распространения рубил. Находка чрезвычайно интересна и важна в
плане установления передвижения, интеграции древних людей и
показывает, что граница между этими мирами проходила через
Кавказ, Западный Казахстан, Среднюю Азию. Мы нашли как бы
промежуточную зону между большими мирами.
|
|
Пол в гроте был испещрен вот такими знаками. |
В этих степных местах практически нет больших каменистых
выступов, но встречаюся гроты и, по рассказам местных жителей, в
одном из них есть какие-то знаки. То, что мы увидели, это даже не
гроты, а скорее ниши эолова происхождения, образовавшиеся за счет
выветривания. Они небольшие, самые крупные занимают около 20 кв.
метров, высота не превышает 0,7-0,8 метра. Скальные породы здесь
очень твердые, но пол покрыт коркой выветривания. В одном из
гротов пол действительно был испещрен знаками. В верхней части -
ряды резных линий, иногда пересекающиеся горизонтальными
черточками. Кроме того, круги, часто незамкнутые, с линиями
внутри и чашевидными углублениями. Вторая зона состояла из хорошо
сохранившихся фаллических фигур, здесь же большое количество
чашевидных углублений. Третья зона была представлена крупными
изображениями "бобовидных" фигур, обозначающих женское начало.
Фаллические фигуры и бобовидные имеют между собой промежуточные
формы, что указывает на их единство (мужского и женского).
Рисунки были выполнены в одном стиле и представляли из себя
единую композицию, основная идея которой, как нам представляется,
единство мужского и женского начал, идея плодородия. Рисунки
выполнены в технике желобчатой резки с пришлифовкой.
Если говорить о хронологии, то ничего подобного в Центральной
Азии археологи еще не находили, ни по технике, ни по семантике
рисунков. Начиная с бронзового века, на этой территории
доминируют такие символы, как лошадь, баран, козел, верблюд,
человек. Найденные же рисунки выполнены, как нам представляется,
в стиле неолитической иконографии. Нечто подобное было найдено в
Приазовье в 20--30-х годах в гроте Каменная Могила. Этому
памятнику посвящено уже несколько книг. Там рисунки датируются
временем мезолита или финального палеолита (10 тыс. лет), по
аналогии с известным гротом Романелли в Северной Италии, а также
наскальными петроглифами Испании и Северной Африки. Рисунки,
найденные в Мугоджарах, видимо, также могут датироваться периодом
от мезолита до бронзового века. Единство противоположных начал
было наиболее выражено как раз в эту эпоху.
Проблема для нас заключается в установлении более конкретного
возраста рисунка. Однозначно мы ее пока решить не можем, однако
сейчас публикуется много материалов по памятникам древнего
искусства Франции, Испании, расположенных не только в пещерах, но
и в гротах, не исключено, что там будут найдены полные аналоги.
- Валерий Трофимович, а как объснить тот факт, что порода,
подверженная разрушению, на протяжении тысячелетий сохранила
рисунки? Кроме того, что дает основание считать эти находки
шедеврами древнего художника - на взгляд непосвященного человека
они не имеют какого-либо конкретного смысла и мало напоминают
рукотворные.
- То, что это рукотворные рисунки, совершенно точно. Скорее
всего грот был святилищем, а знаки имели ритуальное значение. А
сохранились они потому, что 9 тысяч лет - это микроскопическая
единица в хронологии - твердые породы разрушаются на протяжении
миллионов лет, тем более, что они были защищены от ветра. Мы
нашли похожие рисунки и на открытой скале, но они плохо
сохранились. Люди в этих местах появляются редко, обычно пастухи,
и если они и видели эти рисунки, то не обращали на них внимания,
потому что с позиции обычного человека эта информация
действительно нечитаема. Но любой археолог вам скажет, что здесь,
например, присутствует солярный знак, он встречается во многих
культурах и эпохах на керамике. Бобовидные фигуры обозначают
женское начало, и т.д. Но, повторяю, техника нанесения рисунка,
семантика совершенно не похожи на те, которые археологам
известны.
Рядом располагается еще одна каменная гряда, и там выбиты
рисунки, более понятные по смыслу - лошадь, верблюд, человек.
Это святилище могло существовать несколько тысячелетий до того,
как появились рисунки более понятные - изображения животных. Они
встречаются во многих памятниках Монголии, Северного Китая,
Афганистана, Сибири.
Абсолютно датировать свои находки углеродным методом мы не можем,
потому что сохранились только рисунки, материальных остатков мы
не нашли. Но с другой стороны, они изображают какие-то идеи,
представления, анализ которых позволит нам хотя бы приблизительно
датировать этот памятник.
from: SBRAS
add red. lent.