С Михаилом Васильевичем Терентьевым я никогда не был
знаком лично. Пару раз студентом видел его в ИТЭФе, да
потом использовал в своей работе некоторые из его
результатов. Естественно, знал, что Михаил Васильевич
талантливый физик, специалист по квантовой теории поля и
суперструнам. Вот и все.
Поэтому, когда мне на глаза попалась непрезентабельная с
виду книжечка издательства "Фазис", на обложке которой
значилось: М.В.Терентьев "История эфира", я, хотя и
сильно удивился, но, как только понял, что это тот самый
Терентьев, то не секунды не раздумывая, купил.
Оказалось, и это для меня был сюрприз, что Михаил
Васильевич профессионально занимался историей физики. Он
хотел написать книгу, которая показала бы эволюцию
взглядов ученых (настоящих ученых, а не разных там
недоучек, которых хватало во все времена!) на проблему
вакуума. Увы, книга не закончена и уже никогда закончена
не будет. Михаил Васильевич успел написать историю
вакуума только от древних греков до Максвелла. Это
история появления и исчезновения концепции эфира в
физике. Поэтому издатели изменили авторское название -
"История вакуума" - на формально более адекватное но,
как мне кажется, и более скользкое "История эфира". Уж
слишком много в последнее время у нас в стране издается
книжонок, в которых недоучки всех мастей пытаются
правдами и неправдами реанимировать концепцию эфира
ценой отказа от экспериментальных и теоретических
достижений физики XX-ого века. В названиях этих
псевдонаучных "трудов", как правило, встречается слово
"эфир" во всех мыслимых и немыслимых сочетаниях. Излишне
говорить, что "История эфира" к подобным книжонкам
никакого отношения не имеет.
Книга М.В.Терентьева захватила меня с первых страниц. А
в авторе я сразу ощутил друга и единомышленника. Почему,
ведь в книге нет новых фактов и она не блещет красотами
художественного стиля. Я бы даже сказал, что текст
несколько суховат. Зато, и это редкость для научно-
популярных книг, автор на каждой странице, в каждой
строчке ПОНИМАЕТ АБСОЛЮТНО ВСЕ, о чем пишет! Возможно
кто-то будет смеяться, но для меня глубокое авторское
понимание как существа, так и мелких частностей
представленного материала, уважение к фактам и
ответственность за их интерпретацию перед читателями -
неспециалистами, являются основными достоинствами
"Истории эфира".
Я не хочу сказать, что авторы научно-популярных книг не
понимают того, о чем пишут, сплошь и рядом перевирают
или неверно трактуют факты. Понимают, конечно, и
стараются быть точными. Но абсолютное понимание,
точность в мелочах и одновременно с этим умение видеть
за деревьями лес - абсолютная редкость. Это как с
исполнением русских песен и романсов. Я, например, не
имею ничего против Александра Малинина. Хороший
репертуар, современная оркестровка. Публике нравится.
Или менее раскрученный Александр Подболотов. Я очень
люблю слушать в его исполнении романс "Что
взгрустнулось". Вот примеры добротных популяризаторов. А
теперь сравните их пение с исполнением Федора Ивановича
Шаляпина. Для профессионала все ясно, хотя какой-нибудь
занаркоманеный панк и не увидит пропасти, лежащей между
Малининым и Шаляпиным.
Человек с "физическим слухом" не менее остро чувствует
качество исполнения популярных книг по физике. Слова,
вроде, одни и те же, информация сходная, историческая
канва одинаковая. Но у одних вместо научно-популярной
книги выходит попугайская какофония квазинаучных звуков,
а у других настоящая КНИГА. В этом отношении, на мой
взгляд, "История эфира" является научно-популярной
книгой самого чистого тона, самого безукоризненного
исполнения!
Я не буду пересказывать содержание. Потенциальные
читатели, по крайней мере москвичи, до сих пор могут
найти книгу М.В.Терентьева в центральных магазинах. Она
точно на начало 2002-ого года была в наличии на 15-ом
этаже ГЗ МГУ в канцелярии Мехмата. Пусть людей не
отпугивает затрапезная мягкая обложка с мажущимся
шрифтом и сомнительное название. Ужасная снаружи эта
книга непередаваемо красива истинной научной красотой
внутри. Прочтите - не пожалеете. Только, бога ради, не
заглядывайте в послесловие Б.В.Гешкенбейна! Редакция
сделала героическую попытку на трех страницах кратко
рассказать о том, что не успел написать автор - об
эволюции понятия вакуума от Максвелла до конца XX-ого
века. Попытка провалилась. Это единственное, что
омрачает данное издание.
А если вдруг кто-нибудь захочет узнать, что собой
представляет плохая научно-популярная книга, то может
разориться на 100 рублей и купить "Вакуум, элементарные
частицы и Вселенную" Н.Н.Латыпова, В.А.Бейлина и
Г.М.Верешкова (Издательство МГУ, 2001 г.). Классический
пример "популярного пения" при полном отсутствии
"физического слуха". Кстати, весьма симптоматично, что
авторы данного опуса позиционируют себя как философов с
естественнонаучным уклоном.
Обозрение Николая Никитина "Неизбежность странного микромира"