Проголосуйте за это произведение |
Человек в пути, 20 октября 2010
ВОЗРОЖДЁННЫЙ
ИЗ ПЕПЛА
"Лето - это маленькая жизнь", - в унисон нашему
первомайскому-2010 настроению поёт с диска Олег Митяев в машине по дороге в
Дрезден. За стеклом - рёбра свежевспаханной земли, ярко-оранжевые рапсовые
поля,
лениво вращающиеся "вертушки", без которых невозможна экономная
Германия, -
России дешевле атомные электростанции... Равнинные, небольшие прямоугольники
сродни
полям в предгорьях Алтая. Всходы, как зубья расчёски, - от светло-зелёного
до
тёмного.
Букетами висят дорожные ограждения, видеть какие
ещё не
приходилось. Весёлым мухомором промчалась эксклюзивная машинёшка - "Люди
головы теряют..." Мчимся со скоростью 130 километров в час, но нас
обходят. Коричневое
тело соснового леса сквозит, как свет в конце туннеля. Сосновое однообразие
сменяет
распускающееся лиственное кружево, что молодо кудрявится
салатно-тёмно-бледно. В
разделительной полосе жёлто-зелёная неподстриженность закрывает несущийся
навстречу транспорт - подстриженность торчит корягами, всё открывая...
Свежесрубленные сосновые пеньки торчат румяными
оладьями. Их сменяют вывороченные техникой корни - длинноногие пауки,
огромные
серые тарантулы и всевозможные каракатицы. И "память плёнкой рвётся, как в
кино": для растопки кизяка в военные и послевоенные годы в степном Алтае
полуголодные
колхозницы извлекали жилы берёзового колка вручную.
Чёрные заплатки на дорогах не влияют на скорость,
равнинные
просторы сменяются зелёными волнами гор, и вот уже перед нами предстаёт
дымная
панорама ступенчатого Дрездена, дымная от испарений многоводной Эльбы, что
делит город на две части - нагорную и луговую, город новый и старый.
К 1206 году относятся первые упоминания о Дрездене,
но
столицей Саксонии стал он только с 1485 года. С этого времени начался его
расцвет, и он всё более и более превращался в город искусства, науки и
культуры.
Во второй мировой войне Дрезден оставался островком
мирной
жизни до зимы 1945 года, и сюда, спасаясь, стекались беженцы: старики,
женщины,
дети. Однако 13 февраля началась трёхдневная бомбардировка, в огненном
смерче
которой вместе с городом гибли люди - сгорали, плавились, задыхались в
бомбоубежищах, на улицах, в парках. Те, кто бросался в Эльбу, сваривались в
кипящей воде. В третий день с воздуха расстреливали уцелевших, даже если это
был хотя бы и трёхлетний, беспомощно плачущий малыш. Официально признано,
что за
три дня уничтожено 25 тысяч жизней, неофициально называют 500 тысяч.
20% зданий сохранилось лишь на окраине
города.
К знаменитому дворцу Цвингера, причудливой
архитектуре
которого завидовала вся Европа, примыкают широко известные ныне музеи:
оружейная палата со своими доспехами-шлемами, картинная галерея, музей
фарфора,
исторический и др.
После галереи сын с невесткой решили перекусить в
открытом
кафе старого города. Свободных столиков не оказалось, и мы присоединились к
клиентам
длинного стола. С мужчиной средних лет, что сидел рядом, завязалась у нас
беседа.
- Город бомбили, чтобы вызвать ненависть к русским?
- Да не-ет! Мы знали, что это англо-американцы, -
знаки ж были видны.
- Здесь не было воинских подразделений, военных
предприятий
- зачем же бомбили?
- Обыватели этого не знают, - пожала плечами
солидных
лет дама.
- Производили сигареты и фарфор, к войне отношения
не
имели, но пострадали больше, чем кто бы то ни был, - с горечью сказал
мужчина.
- А как спасались - в огне? - обратилась я к даме.
- Мне семь было, а вот ей восемь, - показала она на
свою соседку. - Мы на окраине, у бабушки, жили и всё видели: огонь и дым,
самолёты и бомбы, но у нас можно было дышать, а здесь даже воздух и асфальт
горел...
- Значит, окраину не бомбили?
- Не так густо, как центр, однако пЕкло и на
окраине стояло:
февраль, но хотелось сорвать с себя даже лёгкое
платьице.
- А впечатление, будто город не пострадал, -
сказала
я, - здания в стиле барокко и рококо живы...
- Не уцелело ни-че-го! - акцентировал мужчина. -
ВСЁ было
разрушено, если не считать сохранившуюся стену или её
кусочек.
- Город в руинах лежал, - подтвердила та, что годом
старше была, - и разбирать их начали нескоро. А когда стали расчищать
площадки
под строительство, не выбрасывали ничего - нумеровали каждый вывезенный за
город камень. Дворцы восстанавливали по фотографиям, чертежам и рисункам.
Оперный театр, к примеру, только через сорок лет открыли - в 1985 году, а
Frauenkirche (церковь Богоматери) через 60 лет - целую жизнь!..
- Стены, как правило, чёрные - это
специально?
- Чёрные, потому что горели. Есть и свежие камни -
светлые
клочки. Многое планируется воссоздать...
- А как сохранились картины знаменитой
галереи?
- Они не все сохранились - сгорело, по-моему, около
трёхсот.
Пострадали даже те, которые успели спрятать в хранилища, толщина стен
которых два
метра. Эти картины увезли потом в СССР и там отреставрировали. Через десять
лет
восстановили 1200 картин, если я правильно помню.
- Картинная галерея и в России есть, только
Третьяковская.
- Мы знаем - читали, - согласно кивнул мужчина.
- В Дрезденской хранятся полотна итальянских
живописцев, французских, фламандских. Вы откуда? - улыбнулась дама
постарше.
- Из России.
- А-а, хороших вам экскурсий.
Мы попрощались и продолжили знакомство с
городом.
Рассказывать о "Сикстинской мадонне" (1483 г)
Рафаэля,
о "Мадонне с младенцем и святым Иоганном Крестителем" (1445 г) Сандро
Боттичелли, о картинах фламандца Петера Рубенса и многих других нет смысла -
их
надо смотреть.
Живописные полотна наводили, однако, на
неутешительную
мысль: мир прогрессировал, но утратил, казалось, владение кистью и красками
-
на их смену пришли штрихи и мазки. Неужто в стремлении к новизне останутся
лишь
тени?
В погоне за исключительностью родились
абстракцион-изм, куб-изм и прочие изм-ы, в которых простой народ мало что
смыслит.
У каждой эпохи своя, естественно, мода - плохо, когда в погоне за новизной
утрачивается приобретённое и отказываются от накопленного.
В зале авангардистов случилось стать нам
слушателями и
очевидцами возмущённого диалога.
- Так черкает наш годовалый внук, - говорил мужчина
стоявшей рядом даме.
- Пусть их - пойдём.
- Да-а, ничего не понять...
- Не для простаков это - думать надо!.. -
попробовал устыдить
их голос.
- Мы не ребусы разгадывать пришли - над полотнами
Рафаэля
тоже думать надо!
Напротив дворца Цвингера соседствует "Зелёный
свод"
("Грюнес Гевельбе") - самая богатая в Европе коллекция драгоценностей:
сосуды
из горного хрусталя в эмалевой оправе, монеты, кулоны, перстни, вазы, чаши,
бокалы,
табакерки, всевозможные кубки - из яиц страуса, орехов кокоса, морских
раковин,
в форме слона, попугая, куропатки и т. д.
Уникальные шедевры начал коллекционировать Август
II Сильный
(Великий) - продолжил его сын.
Чудесны изделия из чистой слоновой кости: ажурные
звёзды (1581), вазочки (1586), великолепный парусник (1620), алтарь (1731),
домино
(изобретение вовсе не двадцатого века!), два геркулеса с быком. Чем точили
бечёвку,
что смотрится самой что ни есть натуральной, ум понимать
отказывается.
Шкатулки невиданной красоты, различные по величине
и
форме, - 1600-го и более ранних годов. Непонятно, что в них "шкатулили",
если они сами по себе уже драгоценность - крышки в бриллиантах и дорогих
каменьях...
Золотые подносы с перламутром и бриллиантами...
Неужто
хлеб-соль с них вкуснее?.. Или гаранты они бессмертия?..
Оригинальная золотая ложка. С тыльной её стороны
можно
выдвинуть вилочку - при желании. Вкраплённые бриллианты и жемчуга едва ли
прибавляли
здоровья, зато подчёркивали сановную принадлежность!..
А какие, оказывается, делали в старину часы!..
Астрономические
(1570 - Нюрнберг); солнечные - миниатюрной книжкой (1566-1606); музыкальные
с
двигающимися фигурками (1589, Дрезден); часы-перстни - с крышечкой и без; из
слоновой кости, золота, перламутра; настенные, карманные, ручные.
А вот и шуточные изделия: на пивной бочке чёрт
везёт
обжору, в коляске раскатывают на
свиньях.
Высшей пробы не только золото - работа тоже.
И "Левша", оказалось, - достоинство не только
России.
Вздумалось ему сделать золотую
серёжку с
вишнёвой косточкой внутри, но прежде расписать на косточке 185
родственников. И
ведь разместились!.. Только разглядывают их теперь через лупу. На другой
косточке - одинокий красавец.
Посетители
недоумевают: как и чем всё это делалось? Ведь лобзиков не было! Или были?
Тогда
почему утратилось мастерство?..
И хотя в бриллиантах и золоте даже кожаные футляры,
сановники тем не менее плевались, как и мы, смертные - в пепельницы из
золота...
А чего стоит
макет двора великого Могола 1701-1708 гг.! Золота и бриллиантов в нём хватит
на
весь Алтай в придачу с Новосибирской областью. Красота двора - глаз не
оторвать, и возле макета всегда толпятся.
В турецком отделе кони, сёдла, попоны, уздечки
(серебряные,
золотые и в бриллиантах), шатры, ружья, сабли (в каменьях), лук, стрелы,
колчаны,
копья - и всё натурально-реальное! Есть у турков в немецком "Эрмитаже"
свой
отдел - есть! Отвоевали!..
А вот мужской "костюм" из ХVI столетия: короткие рукава - "фонариком", короткие штанины -
тоже "фонариком",
а меж ними - мужское достоинство. Во
всей красе. И воспринималось оно, скажем, как нос, -
обыденно...
Приятно прогуляться по "балкону Европы"
(выражение
Гёте) - террасе Брюля со скульптурами, что символизируют четыре времени
суток, пройтись
по железному Голубому мосту, спасённому ценой жизни молодого солдата.
В плен интерьера знаменитого Королевского театра мы
попали, едва переступили его порог. Аншлаг на симфонических концертах -
редкость, но в тот вечер эта редкость случилась, и билеты купить пришлось
нам с
рук.
Театр славится акустикой и великолепным техническим
оснащением, он прекрасен извне и изнутри, несмотря на трагическую судьбу: в
XIX веке сгорел,
во
второй мировой был разрушен, в начале XXI-го
пострадал
от наводнения. Зал вмещает 1300 человек, но расстояние от сцены до зрителя,
где
бы он ни сидел, не более 23 метров. Слушали не дыша; кашляли и чихали, как
по
заказу, - в минуты, когда оркестр переключался на новую тему.
У нас не было программы, но когда среди
торжественно-величавых,
точно издалека, мелодий доносились вальсообразные звуки, узнавался Штраус.
И,
напротив, какими бы траурными или тягуче-печальными ни были звуки, они
по-бетховенски переговаривались, жаловались и надтреснуто поругивались.
На обратном пути мы рассуждали о любвеобильном
короле Августе
II Великом и о царствовании Пётра I. Оба Великие, с родственными душами, они поддерживали друг друга. А
недостатков у обоих было более чем... Выходит, для государственного деятеля
главное не человеческие слабости, а умение жить жизнью своего времени, но
при
этом мыслить впрок...
Застраивать противоположный берег Эльбы начали при
Августе Сильном (Великом). Если дом выстраивали за год, от налогов
освобождали
на пятнадцать лет; если выстраивали за пять лет, освобождали на десять. Умел
король
стимулировать - понимал: на голом "энтузазизме" в вечность не уедешь!
Дрезден по площади - один из самых больших и к тому
же
ещё один из самых красивых городов Европы. Живя жизнью барокко, старый город
влечёт, как сказка. Новый в массе своей - спичечные коробки времён ГДР. Но и
в
нём много интересного, особенно на площади Шиллера и Гёте.
Невозможно не упомянуть об огромном здесь
стеклянном
заводе, где с контейнера сходит в день по 150 автомобилей, но стены из
стекла
музейно чисты, каким стекло быть и должно.
Миллионеры Дрездена, живущие в роскошных виллах,
долго
не желали присоединяться к городу плебеев. Часть приватных домиков нагорной
части исписаны интересными мудростями, но сфотографировать их мы не успели и
потому,
к сожалению, не можем
процитировать-продемонстрировать.
Как это ни прискорбно, память о человеке жива в
одном-двух
поколениях, а память о его творениях - тысячелетия и миллионолетия. И чтобы
оживить память, сгоревшую, разрушенную или уничтоженную, одно поколение
работает на другое.
Неужто смысл человеческой жизни в том, чтобы без
конца
уничтожать и без конца восстанавливать? Неужто безрукая Венера Милосская
дороже
20 тысяч (или 500 тысяч) жизней только потому, что она память о творце не
нашей
эры? Если она вечность, зачем же её бомбить?..
Выросшая в глухой провинции в уважительном
отношении к
бумаге, ручке и книге, я понимаю, что рассказывать в век интернета о музеях
-
дело неблагодарное, но одно дело - картинка, а другое - увидеть вживую!..
Хочется
думать, что пунктирные эти наброски заинтересуют... заставят
задуматься...
Поезжайте в Дрезден - не
пожалеете!
Антонина
Шнайдер-Стремякова
А в заключение несколько картинок.
Православный храм в Дрездене. Вид с боковой
стороны. Во время бомбардировок 1945 года пострадал
незначительно. Её прихожанами были Тургенев И. С., в ней крестили дочь Ф. М.
Достоевского - Любовь.
Вход в музеи
Цвингера
Во дворе
Цвингера
Королевский театр
Интерьер
театра
Частная вилла
У подножия "Балкона Европы" - террасы
Брюля
В
новом городе. У памятника Гёте.
Настенная мозаика 1589 года (25000 плиток из
майсенского фарфора) на бывших королевских конюшнях. "Шествие князей" -
35
фюрстов-правителей. Стена выстояла в бомбардировке 1945 года; панно, как это
ни
странно, уцелело в пожаре - ни одна плитка не
отвалилась.
Памятник королю Августу II Сильному -
Великому.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
Желаем удачного творческого вечера-презентации в Библиотеке "Русского Зарубежья". Приглашаем всех, кто сможет, в пятницу 26 ноября в 18 часов в Библиотеку РЗ по адресу: ул. Нижняя Радищевская, д.2 (проезд до ст. метро "Таганская-кольцевая".
|