Великий трагик
4 сентября 1817 - счастливый день в истории русской сцены. В тот вечер впервые на театральных подмостках появился великий трагик своей эпохи, шестнадцатилетний Павел Мочалов.
В труппе кдвадцаги трем годам переиграл едва ли не весь тогдашний репертуар. Он был молод, богат, знаменит. После своего первого бенефиса - заглавной роли в трагедии Вольтера Танкред", где его партнершей была великая Семенова, - его впервые назвали пением.
Да, он играл по вдохновению, и его имя навсегда связывается с импровизационной манерой исполнения, свободной стихией мгновенного творчества. Но это было вдохновение выдающегося художника. Да к тому же сама работа в тогдашнем театре была рассчитана на "гон" - постоянную и быструю смену репертуара. Мочалов играл баснословно много. Его занимали даже в живых картинах и интермедиях. Его имя обеспечивало успех и кассу. К своему тридцатилетию он сыграл Кассио и Ромео, Карла Моора в тогдашней мелодраматической переделке "Разбойников" Шиллера, Мейнау в "Ненависти к людям и раскаяньи" Коцебу. Мелодраму он неизменно превращал в трагедию, -трагедию человеческого одиночества.
После двадцати лет службы в императорском театре он сыграл роль, ставшую едва ли не главным достоянием русской сцены.
Премьера "Гамлета" состоялась 22 января 1837. Второе представление прошло в начале февраля, когда все уже знали, что Россия лишилась Пушкина. Трагическое звучание знаменитого "Быть или не быть" получило дополнительный смысл .
Он часто отказывался от ролей, боялся их. Так было с его Чацким. "Из всех моих ролей я ни одну так не боялся, как зту", -говорил он, "Я никогда подобных ролей не играл и не умею играть!" Степень испуга чаще всего соответствовала степени дальнейшего успеха.