Русская балерина
Будущая великая балерина родилась в Москве. Отец Плисецкой - генеральный консул и начальник угольных рудников на Шпицбергене, был репрессирован в 1938; мать - актриса немого кино 20-х. Родственниками Майи (со стороны матери) были выдающиеся деятели советского театра -Суламифь и Асаф Мессереры, ведущие солисты балета Большого театра, дядя - Азарин (Мессерер Азарий) - актер МХАТа-2, тетя - Елизавета Мессерер - актриса Театра им. Ермоловой. -акончив в 1943 Московское хореографическое училище (педагоги М. М. Леонтьева и Е. П. Гердт), Плисецкая была принята в труппу Большого театра, где сразу же обратила на себя внимание незаурядностью данных (чистота линий, большой шаг, властная экспрессия, необыкновенно гибкие руки и сверхтончайшая музыкальность) и артистической индивидуальностью. Этот год подарил ей встречу с выдающимся балетным педагогом А. Я. Вагановой, пытливый взор которой сразу же выделил юную рыжеволосую артистку. Она подготовила с Плисецкой сольную (прыжковую) вариацию из "Шопенианы", Машу в "Щелкунчике". По традиции, начав с кордебалета, Плисецкая вскоре стала получать сольные партии, с успехом исполнив, в частности, в 1945 в премьерной "-олушке" (композитор С. С. Прокофьев) вариацию Осени. О ней заговорила печать. Ее первые выступления в центральных партиях в балетах "Лебединое озеро" и "Раймонда" сразу же выдвинули молодую артистку в ведущие солистки. Плисецкая вела весь балетный репертуар Большого театра: -арема ("Бахчисарайский фонтан"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" в редакции Л. Лавровского и Ю. Григоровича), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви"), Эгина ("Спартак", постановка И. Моисеева и Ю. Григоровича) и в этом же балете - партию Фригии (в постановке Л. Якобсона). Необыкновенным изяществом, восточной негой было отмечено ее исполнение партии Персидки в опере "Хованщина" М. П. Мусоргского и Вакханки (опера "Фауст" Ш. Гуно). Ярким светом вес репертуаре горят три "испанские" роли: Ки-три ("Дрн-Кихот" Л. Минкуса ) , Лауренсия (одноименный балет А. Крейна, постанови Вахтанга Чабукиани) и Кармен (постанови кубинского балетмейстера А. Алонсо). Первые два балета Плисецкая танцевала нередко с В. Чабукиани, что оставило неизгладимое впечатление. Так же невозможно забыть балеты "Бахчисарайский фонтан" и "Жизель", когда Марию и Жизель танцевала Галина Уланова, а -арему и Мирту - Майя Плисецкая. Шедевром исполнительского искусства является Умирающий лебедь. В 1951, когда Большой театр отмечал свое 175-летие, Плисецкой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1959 - народной артистки СССР. В 1964 ей вручили Ленинскую премию, а в 1985 присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Плисецкая много и плодотворно сотрудничает и с зарубежными хореографами. Так, французский балетмейстер Р. Пети поставил для нее балет "Гибель розы", а М. Бежар - "Болеро" и "Айседору". Успешным был дебют Плисецкой как балетмейстера, когда в 1972 (совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым) она поставила балет "Анна Каренина" (муз. Р. Щедрина), в котором также исполнила заглавную партию, а в 1980 - балет "Чайка" (муз. Р. Щедрина), исполнив партию Нины -аречной. Снималась Плисецкая и в кино, сыграв, в частности, роль Бетси Тверской в фильме "Анна Каренина", а в телефильме "Фантазия" (1976, по мотивам "Вешних вод" И. С. Тургенева) - роль Полозовой. Ее слава перешагнула границы. Плисецкая много и успешно гастролирует за рубежом. Она удостоена ордена Почетного легиона, международной премии Павловой и многих других. Ей вручен диплом Почетного доктора наук Mocковского университета.
Календарь юбилейных дат на 2000 год.
Фото с сайта Большого Театра