В начале своей карьеры Астангов сыграл Костю-капитана в фильме "-аключенные" (1936) - перевоспитанного блатаря. Однако в социалистическую новь его героев так и не пустили. И думается, уж не с него ли, с Астангова, родилась традиция давать роли мерзавцев внешне утонченным актерам?
Король Сипизмунд в "Минине и Пожарском" (1939), Фогельзанг в "Семье Оппен-гейм" (1939), Аракчеев в "Суворове" (1941), Макенау в "Секретаре райкома" (1942), Брандпер в "Миклухо-Маклае" (1947), Мак-ферсон в "Русском вопросе" (1948), генерал Енекке в "Третьем ударе" (1948)...
И завершающий экспонат в этой кунсткамере - Гитлер в документализированной ленте о Сталинградской битве. Роль Гитлера в ту эпоху - приговор для любого актера. Но не для Астангова. Всякий раз он отыскивал "доброе в злом", верный принципу Станиславского и своего учителя, с которым его часто сравнивали, - великого русского трагика Леонидова.
-анимался в театральной школе актрисы Малого театра А. Матвеевой. А в 1920 поступил в студию Шаляпина.
Он хорошо знал провинцию, гастролировал в Одессе и Казани. Играл во многих театрах. В начале двадцатых - в театре им. Коммисаржевской. В 1927-1930 - в Театре Революции. В 1943-1945 - в Театре им. Моссовета. С 1945 - в труппе Театра им. Вахтангова.
И везде он оставался сам по себе, чуть в стороне, отдельным - сказали бы - художественным целым. Интеллектуализм, с которым дежурно связывают имя Астангова, -не столько самоощущение, сколько судьба. Астангов остался ей верен. Ему словно необходимо было время на осмысление.
Он часто обманывал зрителя своей аффектированной манерой,продуманным жестом. Это стало искусством.
-наменательные даты на 2000 год