В 1820 мать будущего поэта, Каролина Шарлотта Фет уехала из Германии с рус-ским помещиком А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, Шеншин его усыновил. Однако отец Шарлотты заявил, что на са-мом деле ребенок - сын немецкого чинов-ника. По этой причине в 1835 Орловская духовная консистория отлучила Афанасия от рода Шеншиных. В 14 лет он становится Гессен - Дармштадтским подданным и по-лучает фамилию настоящего отца, воспри-нимая это как трагедию.
В 1844 Фет окончил словесное отделе-ние философского факультета Московского университета. В университетские годы он активно публикует стихи в журналах "Моск-витянин' и "Отечественные записки" (с 1842), выпускает первый поэтический сборник "Лирический пантеон" (1840). К молодому поэту с симпатией относятся С. П. Шевырев, М. П. Погодин, В. П. Боткин. О стихах Фета одобрительно отзываются Гоголь и Белинский. Романсовое начало в лирике Фета формируется под воздействием романтической поэзии Аполлона Григорьева.
Ради возвращения дворянства Фет поступает на военную службу в Кирасирский полк в звании унтерофицера (1845) и про-должает служить вплоть до 1858, "наступая на горло собственной песне". Продвижение к намеченной цели потребовало от Фета еще одной жертвы. Полюбив бесприданни-цу Марию Лазич (1848), он расстается с возлюбленной, пугаясь житейских труднос-тей. Фет не подозревает, что это чувство на всю жизнь, что после смерти Марии при неясных обстоятельствах (1850), когда он достигнет всех высот благополучия, станет рваться в прошлое, посвящая Марии испо-ведальные стихотворения "Ты страдала, я еще страдаю,..", "Долго снились мне вопли рыданий твоих" и др. Трагизм стихотворе-ний о Марии усиливается влиянием "денисьевского" цикла Тютчева, поэзию которого
Фет воспринимал как высшее откровение творческого духа.
С 1853 служа в Петербурге, Фет сбли-жается с окружением некрасовского "Со-временника", но с 1859 перестает сотрудничать с журналом. Выйдя в отставку, он покупает имение в Орловской губернии (1860) и создает помещичье хозяйство, ук-рупняет его, переезжает в имение Воробь-евка Курской губернии (1877), покупает дом в Москве, достигнув всего того, о чем мечтал в молодости. Фет убежден, что со-здание своего прочного мира, обустройство быта - залог творческой свободы художника. Прагматизм Фета давал ему возможность "хотя бы на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии".
В основе поэтики Фета - натурфилосо-фия, выражающая зримые и незримые свя-зи человека и природы. Растворяясь в при-родном мире, Фет обретает способность видеть прекрасную душу природы, говорить на ее языке. Соприкосновение с при-родой доставляет герою Фета эстетическое наслаждение. Женская красота подобна прекрасной душе природы. Поэзия Фета 40-50-х развивались в полном согласии с гармонией, но с конца 1860 она породни-лась с дисгармонией, соединившись с пес-симистической доктриной Шоппенгауэра. Лирика сборников "Вечерние огни" (1883-1891) пронизана ощущением неудержимого мирового распада. На творчество поэта влияют общение с Л. Толстым и с В. Соловьевым. Теперь любовь изображается Фетом как олицетворение всех печалей и невзгод, трагическая символика его лирики полна мотивов угасания и умирания - осыпавшаяся роза, угасающий мир, черная мгла.
Проза Фета, опиравшаяся на "натуральную школу", антипод его поэзии. Он написал три тома мемуаров "Мои воспоминания" и "Ранние годы моей жизни". Его переводы Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, Шенье, Беранже, Мицкевича, Горация под-черкнуто точны и максимально приближены к оригиналу.