производство "Zeta film/Alta Vista Films", 2000. Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. В главных ролях: Эмилио Эчиваррия, Гоая Толедо, Альваро Гуерреро и другие.
AMORES PERROS
Мексиканский фильм Аmores Perros рушит представление о Мексике, сложившееся у иностранных обывателей, как о стране, где обязательно если кино - то это только мыльная опера; если архитектура - это исключительно индейские пирамиды или, того хуже, грязные хрущобы; а если взять самих мексиканцев, так это вообще полуголодные и полубосые потомки древних майя, живущих, в лучшем случае, за счет своего древнего прошлого как продукта бизнеса. На самом деле, этот колоритный образ - полная чушь, как полной чушью является и то, что Россия - это страна, где лежит вечный белый снег, а по улицам городов бегают белые медведи и местное население согревается водкой. Словом, фильм, где нет Мари-Элен и Антония, а где есть нормальные люди с человеческими именами и отношениями, по времени почти в два с половиной часа, смотрится на одном дыхании.
Картина, являющаяся синтезом лучших традиций американского и европейского кино - сценаристская, режиссерская и операторская работа, ставшая для миллионов кинозрителей на разных континентах "своей": многосторонняя история "под мексиканском острым соусом", с легкой руки режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, не осталась незамеченной и отхватила десятки призов и номинаций на престижнейших кинофестивалях и конкурсах (номинация на Оскар-2001 в категории "Лучший зарубежный фильм" и участие на Московском кинофестивале в 2000 году).
Отечественная фирма "Премьер", выпустившая фильм на кассетах в этом году, охарактеризовала его как триллер - то ли испугалась реакции покупателей при виде сочетания Мексика-драма (что, впрочем, справедливо: наш зритель фактически не знаком с серьезным латиноамериканским кино, за исключением двух-трех фильмов, вышедших в коллекции для гурманов), то ли ... А в чем, собственно, вопрос? На самом деле, вопрос прост - и ответ на него аналогично ясен.
Amores Perros - это, прежде всего, глубоко-философская драма, разделенная на три части - три эпопеи, связанных между собой тонкими невидимыми нитями. И эти три части дают одно целое представление о замысле картины - объясняют, что мир, представленный в ней как небольшая "ячейка общества", устроен Творцом, и является нивой Его забот и промыслов во всех мельчайших аспектах. Для чего? Видимо, для осуществления единого плана, задуманного Творцом о мире, еще до создания мира как такового - Плана, идущего далеко вперед человеческих планов, до конца веков его существования (а значит, и существования рода человеческого). План этот составляют - или, лучше сказать, осуществляют люди, жизнь которых, дурацкая или великая, но понятная, а значит и нужная для чего-то только Ему - их жизнь и является составляющей частью этого великого плана, без которого получается, как ни странно, была бы нелепа сама их жизнь и даже их смерть. И кажется, не будь одного человека и его судьбы среди триллиона других судеб, то не было бы ощущения некоей полноты и завершенности: нужны и Каины, и Авели.
Герои фильма пересекаясь в жизни друг с другом, со своими историями и, не имея ни малейшего представления о судьбе и об имени другого, заставляют задуматься не то, что о тесноте мира, а о взаимосвязи всего происходящего. Режиссер делает зрителя на бесконечно миллионную долю, если можно так выразиться, Богом, Следящим за ними, за этими маленькими (как, собственно, о он сам) героями. Богом, для кторого мы, его дети, друг другу порой являясь кровными братьями и сестрами, становимся Каинами и Авелями. Но почему и зачем это именно так происходит, непонятно даже с нашими героями. А режиссер, кажется, сам очарован этим вопросом.
Герои Иньярриту - это два родных брата, которые каждый по-своему хороши, но из-за женщины становятся врагами - один делается Каином, а другой, соответственно, Авелем. А женщина, вставшая между ними, выражает (на мой взгляд) идею фильма - "У тебя есть планы на будущее? -наешь, есть такой анекдот: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах." И действительно, у всех героев фильма были свои планы на жизнь. Но все они по тем или иным причинам рухнули и не сложились: человек, в планах которого было изменить мир в лучшую сторону, чтобы жить в нем с дочерью - стал повстанцем, но... оказался одиноким бомжем; мужчина, строящий планы на будущюю жизнь с любимой женщиной, остается один; топ-модель, мечтающая о славной карьере, попадает в аварию и остается без ноги; человек, в планах которого вынашивается полное владение компанией, хочет избавиться от своего сводного брата, являющегося одновременно компаньоном по бизнесу, терпит неудачу и, похоже, сам погибает (интересно: он прямо здесь назван одним из героев фильма Каином, а несчастный брат - соответственно, Авелем. Однако, не все так однозначно: по ходу фильма становится уже непонятно, кто есть кто).
Но почему же фильм называется "Сука Любовь"? Разве она может быть таковой? Видимо, может. Когда она порочна и алчна - к деньгам, к чужой жене... Но если здесь она губит, то в других случаях она становится Светом: любовь к дочери спасает и помогает выкарабкаться из тьмы собственных переживаний киллеру-бомжу; бывшей топ-модели помогает оправиться от удара (потери ноги) верная любовь мужа... Наверное, настоящая ЛЮБОВЬ - понятие созидательное. А то, что стоит в заглавии фильма - страсть.
Анна Стрельцова