"Интим" (Intimacy) Франция - Великобритания, 2001 г., 116 мин.
Реж. Патрис Шеро. В ролях: Марк Райленс, Керри Фокс, Тимоти Сполл, Мэриан Фэйтфул.
Про этот фильм писали у нас сразу же после Берлинского фестиваля. Причем, главным образом, не о том, что он получил главный приз, "-олотого медведя", а о том, что фильм этот чуть ли не порнографический. Писали специалисты из той породы зрителей что и японскую "Легенду о Нарайяме" в свое время смотрели до половины, до тех самых пор, пока "про это" шло, а потом, когда человеческие чувства начинались, жизненная философия, дружно валили с сеанса домой. Главным для них было "про это".
Отечественный "глянец" обрадовался "Интиму" за наличие в нем порнографических сцен, им и уделили все внимание - как снято, в каком ракурсе, насколько откровенно, что "видать" и что "не видать", - совершенно оставив без внимания собственно драматургическую составляющую истории и даже сам сюжет фильма. Хотя справедливости ради следует сказать, что порнографических сцен на долю экранного времени здесь совсем немного. Опять же: убери из "Интима" эти самые вызвавшие у кого-то воодушевление сцены и практически ничего не изменится, фильм не рассыплется. Это ведь не "Империя чувств" и не "120 дней Содома", а всего лишь технический прием - шокирующий натурализм, своего рода эксперимент режиссера, некий аттракцион. Нам как бы продолжают раздвигать необъятные горизонты человеческой плоти. В свое время обнаженный Харви Кейтель в фильме "Пианино" выглядел тоже довольно смело.
"Интим" - это драма запутавшихся по жизни людей, думающих, что они в сорок лет еще что-то смогут начать сначала. В режиссерах - француз Патрис Шеро, но фильм все же английский, хотя бы уже потому, что действие происходит в Лондоне и дух в нем совершенно английский, а в главных ролях - британский актер Марк Райленс и новозеландка Керри Фокс.
Джей - бывший музыкант, осел в баре, так больше никуда и не выбравшись, с семьей (жена и двое детей) расстался по собственной инициативе, теперь испытывает душевный кризис. Чего-то, наверное, еще ждет от жизни, потихоньку спуская ее на дно. Лондон - большой город, современный мегаполис. Таких как Джей, неудачников, в нем навалом. Он сам придумал себе тихое отчаяние и не собирается от него отказываться. И вот неожиданное приключение, физическая и эмоциональная встряска: интимная связь с молчаливой незнакомкой, которую она ему навязывает по средам. Ожидаемый приход женщины теперь занимает все его мысли. Безымянный секс придает существованию Джея хоть какой-то интерес. Он начинает думать о ней: кто она? как ее зовут? почему ворвалась в его жизнь? (Вообще это традиция такая в кино: женщина часто выглядит загадочнее, чем мужчина; она непостижима, неуловима, а он обманутый, растерянный лопух.) Слежка приносит свои результаты и они неожиданны: ее зовут Клэр, у нее есть муж, добродушный толстяк-таксист, и сын. Тогда зачем ей все это? -ачем эта безмолвная связь с Джеем? А все дело в том, что Клэр играет в тесном, подвальном любительском театре, совмещенном в обыкновенном пабе с туалетом. Она совершенно искренне возомнила себя актрисой. Как отзывается о ней ее ничего не догадывающийся до поры до времени муж, "ее роли пропахли туалетом". Это такое же дно, по сути, как и у Джея. Вот она и играет в сорок лет две роли: одну (довольно плохонько, кстати) в театре-туалете, другую - с произвольно выбранным, смущенным от неожиданности сексуального напора партнером. Оба, и Клэр, и Джей, бегут от реальности, от данности, от сложившихся семей. Их заблуждение велико, и они его так и не преодолевают. То, что кажется им неподходящим, они пытаются сменить на очевидное еще более худшее. Не замечая и отрицая свою состоявшуюся жизнь. И совершенно не желая, по сути, построить новую. Они глубоко одиноки и поэтому не могут жить вместе. Это болезнь. Современная, урбанистическая. Модная. Которую ничем нельзя вылечить, а туалетный театр ее только усугубляет. Дети все видят. "Папа, у тебя глаза перевернутые", - говорит Джею его сын. Тут перевернуты не только глаза
В связи с "Интимом" вспоминается недавний французский фильм "Порнографическая связь" с Серхио Лопесом и Натали Бэй. Вот он у нашего "глянца" воодушевления не вызвал. Потому как названия не оправдал. В нем никакого порно не было, а была просто симпатичная камерная история, не потрясающая никаких основ, самый настоящий "интим" - история про то, как люди пытались сблизиться друг с другом, шли навстречу. В "Интиме" Патриса Шеро герои бегают друг от друга. Любопытно, что на самом деле это "Порнографическую связь" надо было назвать "Интимом", а нынешний "Интим" - "Порнографической связью".
Виктор Никитин, Вороне