"Пианистка" (La Pianiste) Франция, 2001 г., 124 мин.
Реж. Михаэль Ханеке. В ролях: Изабель Юппер, Анни Жирардо, Бенуа Мажимель.
Этот фильм, увенчанный наградами Каннского фестиваля, снят по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек. Главная героиня, пианистка Эрика Когут (И. Юппер), сухая, педантичная особа. Старая дева, тайная любительница "клубнички", порно. Садомазохистка со своим болезненным ритуалом. Почти салонная барышня с порочными страстями, в душе - воинственная амазонка в сапогах и с хлыстом в руках. Ее отец закончил жизнь в сумасшедшем доме. А чем она хуже? Свою мать считает стервой, но сама - стерва еще та. Ревнуя, насыпает битое стекло в карман нервной ученице, чтобы та поранила себе руку и не смогла играть. Вот до чего доводит классическая музыка: Шуберт, Шуман, Бах, Бетховен Возможно, все дело в матери (А. Жирадо), которая до сорока лет держала дочь при себе и продолжает ее опекать? А может, тут просматриваются истоки фашизма (Австрия - родина Гитлера)?
В жертвах тайной поклонницы маркиза де Сада оказывается Вальтер Клеммер (Б. Мажимель) - молодой красавец, скульптурный ариец, инженер, изучающий слабые токи, талантливый пианист и еще хоккеист. В общем, три в одном. Он хотел то ли легкой интрижки, то ли серьезных чувств - по обстоятельствам, - а попал в неприятную и некрасивую историю. Старая дева с гестаповской неумолимостью воспитывает молодого арийца в своем духе. Пишет письма-инструкции по использованию своего тела. Признается: "Я пианистка, а не поэтесса". Это к вопросу о человеческих чувствах. И тем не менее борется с плотью. Музыка здесь выступает как провокация.
Раньше этот фильм прошел бы по разряду "кризис буржуазного общества". Теперь время другое. Фильм интересен симптомами и общей тенденцией. Извращений будет все больше, больше будет насилия и крови. А пока что все заканчивается животной страстью со рвотой. Вернее, страсти как таковой нет. Есть болезнь, а ее лечат болью. "Нельзя заводить мужчину, а потом его мордой об стол! Нельзя так унижать мужчину, нельзя!" - восклицает инженер-пианист-хоккеист. В конце концов становится даже смешно. Хотела мучений - получи от них радость! Эрика пыталась разделить дух и плоть и потерпела поражение. Но ее почему-то не жалко. Вся ее жизнь слишком функциональна: просто пальцы выстукивают по клавишам, здесь allegro, тут moderato Режиссер начинал драмой, а закончил едва ли не комедией. Преступления нет, одно наказание.
Виктор Никитин, Воронеж