09.12.2001 20:32 |
"Вдова с острова Сан-Пьер" Франция
"Вдова с острова Сан-Пьер" (La Veuve De Saint-Pierre) Франция, 2000 г., 108 мин.
Реж. Патрис Леконт. В ролях: Жюльетт Бинош, Даниэль Отей, Эмир Кустурица, Мишель Дюшоссуа.
Перед нами историческая мелодрама середины XIX века. Действие разворачивается во французской колонии, на островке Сан-Пьер. Двое изрядно подвыпивших местных жителей шутки ради решили выяснить у третьего - "толстый" он или "жирный". Выясняли при помощи ножа. Раскаиваться в нелепой выходке поздно, неграмотного моряка Нила (Э. Кустурица) за убийство приговорили к гильотине. А ее-то как раз на острове и нет, надо ждать, когда привезут из Франции. Именно ее, гильотину, называют на жаргоне "вдовой". В этом фильме, кстати, будут еще две вдовы: одна - жена успевшего жениться после приговора Нила, ставшего на путь добродетели, а другая - жена (Ж. Бинош) офицера, принявшая слишком деятельное участие в судьбе осужденного. Последняя так рьяно боролась за Нила, что серьезно подвела своего мужа, честного служаку, посмевшего ослушаться приказа французского правительства -десь все благородны, возвышенны в чувствах и смиренны в принятии своей судьбы. Жена офицера учит Нила грамоте, только им и занята, и даже, кажется, не замечает, что мужа отправляет на расстрел. Впрочем, и Нилу грамота не пригодится. Все герои поставлены в такие условия, в которых для них никакого развития нет. Все слишком уж заданно. Нил - что до убийства, что после него - совершенно не меняется. (И это более чем удивительно, если вспомнить насколько Эмир Кустурица искрометен в своих фильмах как режиссер.) Разве что внешне показаны его добрые, в ожидании исполнения приговора, дела, за которые его как бы и на смерть отправлять уже неловко. Жюльет Бинош как-то устало, прямолинейно играет "помощь ближнему своему", а Даниэль Отей в роли офицера - благородство и еще раз благородство. Если бы этот фильм снял кто-то другой, а не Патрис Леконт, автор таких замечательных лент, как "Муж парикмахерши" и "Месье Ир", то, возможно, к "Вдове с острова Сан-Пьер" отношение было бы не такое строгое. Хотя все же история с гильотиной несомненно выглядит гораздо предпочтительнее провального его же "Одного шанса на двоих".
Виктор Никитин, Воронеж
|