Мережковский родился в Петербурге. У него не было громкой родословной. Семья переехала а столицу с Украины, где отец служил "младшим чином" в Измайловском полку под фамилией Мережко (отсюда, наверное, в Петербурге стал Мережковским). Мальчик не любил слца, чиновника при дворе Александра II, в многодетной семье чувствовал себя несчастным.
Пробудившееся у Мережковского раннее влечение к литературе, к стихотворчеству прошло под знаком Пушкина. -акончив гимназию, он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета (1884). Пробует писать стихи, кое-что печатает в литературных журналах.
Сближается с маститыми писателями старшего поколения: М. Надсоном, А, Плещеевым и И. Гончаровым. Своими учителями Мережковский считает тогдашних властителей дум - публициста и критика Н. Михайловского и Глеба Успенского. Под влиянием их народнических идей и бесед Мережковский отправляется "познавать жизнь". Он путешествует по Волге и Каме, посещает Оренбург и Уфу, знакомится с религиозными течениями и сектами. После окончания университета собирается "уйти в народ".
Это совладает по времени с появлением в русской литературе нового направления - символизма. Мережковскому стали близки постулаты его теоретиков, говоривших о тленности всего перед лицом неизбежной смерти и вечном стремлении к несбыточному. Опираясь на труды русской философии и прежде всего В. Соловьева, Мережковский углубил и развил эти постулаты. В 1892 вышел в свет его поэтический сборник "Символы", ставший программным для новой литературы.
В атмосфере религиозно-философского ренессанса начала XX века Мережковский создавал свои главные произведения. Его устремления были направлены на то,
чтобы заново рассмотреть основы христианской догматики, соединить русскую культуру с православной и даже шире - Вселенской церковью. Большую роль в этих воззрениях сыграла жена Мережковского -инаида Гиппиус. Они прожили в браке 52 года, не разлучаясь, по словам Гиппиус, после свадьбы ни на один день. В 1901 Мережковские добиваются разрешения у Синода учредить в Петербурге "Религиозно-философские собрания". В этих собраниях участвовали видные философы, богословы, представители духовенства. В ходе заседаний складывается "триумвират": Мережковский, Гиппиус, а также философ и публицист Философов.
Свои, зачастую путаные взгляды на христианство и эстетику, Мережковский высказывает в своих критических статьях и литературных работах. Это относится и к его историческим романам.
Всероссийскую и европейскую известность принесла Мережковскому уже первая трилогия: "Христос и антихрист', "Смерть богов. Юлиан Отступник" (1896), а также романы "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", "Антихрист. Петр и Алексей" (1905). Помимо этих произведений писатель создает историческую трилогию из русской жизни: "Павел I", "Александр Г и "14 декабря". Особый характер этим работам придает их антимонархическая направленность.
Советскую власть Мережковские не приняли, "триумвират" бежит от большевиков в Варшаву, где остается Философов, а Дмитрий Сергеевич с женой позднее обосновывается в Париже.
Несмотря на мировую известность (вместе с Буниным и Шмелевым он был кандидатом на Нобелевскую премию) и свою колоссальную плодовитость (в эмиграции он написал еще сотни художественных произведений и статей), писатель остается фигурой для эмиграции архаичной. Мережковский умер в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Же-невьев де Буа.