Добужинский родился в Новгороде, в семье артиллерийского офицера, рано заметившего художественные способности сына, что и определило в дальнейшем жизненный путь мальчика.
Он окончил юридический факультет Петербургского университета (1884-1899). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Самостоятельно изучал историю искусства. В 1899 отправляется в Мюнхен, где стажируется в знаменитой школе А. Ажбе, затем в мастерской Ш. Хол-лоши. На родине вступает в объединение "Мир искусств" (1902), где занимает ведущее положение. "Мир искусства" (1898-1924) - объединение художников, созданное в Санкт-Петербурге А. И. Бенуа и С. П. Дягилевым. Представители объединений отвергали как "академизм", так и, по их мнению, тенденциозность передвижников. В своем творчестве они прежде всего опирались на поэтику символизма. Они часто уходили в мир прошлого (особенно их привлекал дворянский быт XVII в.) и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике "Мира искусств" присущи утонченная декоративная стилизация, изящная орна-ментальность, высокое мастерство книжного оформления, эстампа, театральной декорации. Все эти направления, исповедуемые творческими собратьями объединения были составляющими в работах М. В. Добужинского.
Художник сотрудничал в русских юмористических и сатирических журналах "Шут" (1902), "Жупел" (1905-1906), "Адская почта" и др. Его склонность к шаржу, гротеску сохранилась на всю жизнь.
Большое место в творчестве художника занимает работа в театре; с 1907 оформляет спектакли в Старинном театре (Петербург), в театре В. Ф. Комиссаржевской, в Московском художественном театре для русского балета Дягилева. В 1914 принимает активное участие в "Русских сезонах" в Париже. В 1925 переезжает в Литву,
с 1939 живет в США и Великобритании, Декорации Добужинского отличались живописным мастерством и чувством стиля,
В ранней живописи Добужинского заметно влияние мюнхенского модерна с его элементами символизма. Особое место в творчестве художника занимала тема современного индустриального города, который порой приобретает в его произведениях фантастически-одушевленный, трагически-гротесковый облик.
Добужинский далек от лирически созерцательного восприятия Петербурга, образ которого у него всегда драматичен, наполнен блоковским трагизмом ("Человек в очках*, 1906; "Окно парикмахерской', 1906;
серии "Гримасы города", 1908-1909; "Городские сны", 1900-1910). Городские пейзажи привлекают внимание графической изысканностью, тревожной таинственностью. Можно сказать, что урбанистические мотивы художника-новатора предварили позднейшие творческие искания европейского искусства, получившие позже названия - экспрессионизм, футуризм.
Его книжная графика - оформление журналов "Мир искусства", "-олотое руно", "Аполлон", иллюстрации к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского - характеризуется тонким соответствием ее интонации элюцио-нальному строю литературного произведения, изяществом и отточенностью рисунка.