Антонио Сальери, маститый композитор, известный в истории музыки как один из лучших представителей школы Глюка, родился в Леньяно, где учился у своего брата - скрипача Франческо Сальери и органиста Симони. Он пел в знаменитом хоре собора Святого Марка в Венеции, изучал гармонию, вокальное искусство. С 1766 жил в Вене, где под руководством композитора и придворного капельмейстера Ф. Гасмона занимался контрапунктированном. Служил клавесинистом-кон-цертмейстером придворного оперного театра в Вене.
В 1770 дебютировал как оперный композитор. Брал уроки у Глюка, особенно выделявшего Сальери среди своих учеников. -анимал должность первого придворного капельмейстера и дирижера итальянской оперы в Вене. Ставил свои оперы в Италии и Франции. До 1790 руководил оперным театром и придворной капеллой Вены, наблюдал за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях города. Дирижировал благотворительными концертами Общества музыкантов, которое впоследствии возглавил.
Широкую известность принесли композитору оперы (свыше 40), обошедшие сцены всех оперных театров Европы и прежде всего Вены. Постановками опер Сальери открылись театры ╟Ла Скала", "Каноббиана" в Милане, "Нуово" в Триесте.
Для французской сцены он сочинил большие мифологические героико-трапиче-ские оперы "Данаиды" и "Тирар" (либретто П. Бомарше), поставленную и в Петербурге. -намениты его оперы-буфф "Венецианская ярмарка" (1772, Вена), "Школа ревнивых" (1778, Венеция) и другие, Сальери принадлежат симфонии, мессы, оратории, кантаты, дуэты, фортепианные и инструментальные концерты, а также Реквием, исполненный на его похоронах. Его ораторию "Иисус в чистилище" высоко оценил Ф, Шуберт.
Сальери внес вклад в разработку австрийской разновидности немецкого зинг-шпиля (комической оперы). Особенность зингшпиля - разговорные диалоги между музыкальными номерами. Если северо-не-мецкий зингшпиль сложился в XVIII веке под влиянием английской балладной оперы, и первоначально представлял собой драматический спектакль с музыкальными вставками народно-песенного характера, то австрийский зингшпиль развивался в несколько ином ключе. Его становление связано с воздействием итальянской комедии дель арте, а также (в меньшей степени) французской комической оперы. Он тесно связан с традициями народной австрийской импровизационной комедии (в частности, театра марионеток). Отличие музыкальной драматургии австрийского зингшпиля от северо-немецкого заключается в его большей развитости, приближенном к опере, что проявилось в усилении оркестровых и вокальных партий, расширением функций ансамблей - особенно в финалах. -ингшпиль развивали А, Сальери, К. Дит-терсдорф, В. Мюллер. Его расцвет связан с именем Вольфганга Амадея Моцарта.
Еще при жизни Сальери с его именем связывалась мрачная легенда об отравлении Моцарта, Сегодня многие ученые-музыковеды и известные криминалисты склоняются к версии о невиновности композитора. Конечно, мы восхищаемся бессмертными пушкинскими строками из трагедии "Моцарт и Сальери", но "гений и злодейство - вещи несовместные" на самом деле:
Сальери не убивал великого композитора.
Музыку Сальери ценили Глюк, Спонти-ни, Россини. Ф. Шуберт написал в честь своего любимого учителя замечательную юбилейную кантату.
После смерти композитора его произведения сошли со сцены, но в середине XX века в странах Европы и США возобновлены его оперы, и на концертной эстраде вновь зазвучала музыка Антонио Сальери.
Среди его учеников, а их более 60, Л. ван Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, И. Мошелес, Ф. Лист.