Наверно, многие россияне помнят выход на домашние экраны передачи "Про это". В известном смысле тогда произошла настоящая революция на телевидении. Со времени первого выпуска со стороны властей и СМИ шел непрерывный поток критики в адрес проекта. А население, до этого не видевшее сексуальных откровений на голубом экране, не упускало возможности лишний раз обвинить авторов ток-шоу в развращении молодежи и призыве к беспорядочному сексу. Если бы только можно было предположить тогда, лет 6-7 назад, что значит настоящий разврат и беспорядочный секс на экранах телевизора...
Черный рынок порнографической видео-продукции существовал и в то время. Но, во-первых, это были в основном импортируемые из-за рубежа фильмы, а, во-вторых, процент потребления не был столь ужасающе высоким: только в северной столице объем порнографической продукции, продаваемой лишь одной фирмой, составляет 15-20 тыс. кассет в месяц.
В то же время в президентской администрации еще с 1999 года "пылится" принятый Государственной Думой, утвержденный Советом Федерации закон "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера".
Законопроект разработан Комитетом Госдумы по культуре и туризму, заместителем председателя которого является депутат от фракции КПРФ, заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко. О том, как она видит сложившуюся проблему и пути ее решения сегодня тема беседы с корреспондентом <Думской панорамы>.
- Елена Григорьевна, как в целом вы оцениваете состояние культуры и морали нашего общества сегодня?
- Здесь два аспекта. Официальный - мораль и культура, существующие в СМИ и те, которые реально существуют в обществе. Они не всегда совпадают.
- Рост тиражей порнографической продукции, прежде всего, зависит от роста ее потребления: люди сами делают выбор. Поэтому стоит поговорить о втором аспекте.
- За последние 15 лет произошла резкая смена ориентиров в культуре. Сломались стереотипы поведения, которыми руководствовалась личность при своем формировании.
Если 15-20 лет назад в обществе ценились образование, культура, существовали модели поведения, которым следовало подражать (они пропагандировались в литературе, кинематографом и СМИ), то в последние годы сформировались другие ориентиры, под которые "подстраиваются" новые поколения. Кто является сегодня основным потребителем продукции, о которой мы с вами говорим? Люди моего поколения росли в замечательное время - при советской власти. У нас были другие ценности. Мы хотели быть похожими, например, на героев-интеллигентов из фильма "9 дней одного года". А как эмоционально, до хрипоты спорили между собой физики и лирики о том, что же все-таки первично и каков смысл жизни! Сегодня же и кинематограф, и СМИ пропагандируют психологию индивидуализма, удовлетворения собственных потребностей. Воспитание человека-потребителя, создание потребительского общества - модель западная. Но хороша ли она для нас?
- Странно, ведь в то время, о котором вы говорите, было как раз меньше возможностей реализовать себя в личностном плане, да и информация в массы поступала "одноплановая". Что же получается, чем больше выбор, тем меньше у человека желания выразиться социально?
- Я считаю, что обязательно нужно информировать людей о том, как они могут разнообразить свою жизнь, сделать ее ярче, получить больше удовольствия. Но человек все-таки социальное существо, и я считаю, что социальные потребности должны быть на первом месте. Только тогда личность будет счастлива.
Моя теория счастья такова: человек счастлив, когда он реализуется. Реализуется социально: муж, отец, гражданин, налогоплательщик, член общества, сотрудник. И чем выше планка, тем счастливее человек. Как альпинист, который лезет на гору: чем выше гора, тем большее счастье испытывает ее покоряя. То же самое происходит с личностью: счастье тем больше, чем больше усилий человек тратит на его достижение.
- Получается, что сейчас мы живем в "обществе многих благ", которое дает возможность ставить планки с каждым разом все выше, а человек все делает наоборот?
- Потому что потребности людей ниже. Почему столько неудовлетворенных в обществе? Потому что человек ставит, например, цель: купить квартиру. Вот он работает, работает, цель достигнута. А дальше?
В скандинавских странах высок процент самоубийств, хотя у них нет таких социальных проблем или материальных трудностей, как в сегодняшней России. В чем дело? Они не удовлетворены, потому что человеку просто-напросто нужно больше, чем сытость, тепло. Если цель человеческой жизни только в этом, то, как личность он не развивается, не растет. Человек совершенствуется только вместе с делом, которое делает.
Я считаю, что общество было счастливее, когда мы жили беднее, но цели, которые мы ставили, были выше. Поэтому достижение всеобщего блага приносит гораздо больше счастья, чем достижение личного благополучия.
- Раз уж мы заговорили про блага... Эротическая продукция - одно из предлагаемых благ...
- В том, что эротическая продукция существует и в том, что она распространяется, ничего плохого нет. Искусство любви - огромная часть жизни человечества. Эротическая культура существует с древних времен. Но мы говорим о том, что эротика и порнография - разные вещи. Эротика - это прелюдия любви, то, что поднимает секс над обыденностью, совершенствует личность, душу. Человек становится прекраснее, когда он влюблен. А если он просто удовлетворяет свои физиологические потребности, то это не делает его счастливым. Мало того, может сделать его циничным. То, что легкодоступно и не требует душевных вложений, ничего не стоит.
- То есть эротику в СМИ допускать можно?
- Можно и нужно... Ограничение может быть для определенных возрастных категорий. Но зрелый человек способен правильно оценить, что это такое.
- Когда мы определили рамки допустимого, в чем, по-вашему, должно заключаться правовое регулирование стихийного распространения порнографической продукции?
- В первую очередь должен быть принят закон о регулировании продукции сексуального характера, в котором ученые, медики, психологи, деятели искусств должны сформулировать, что такое <эротика> и <порнография>.
Такие определения есть в международно-правовой практике, международных конвенциях и договорах. Нет их сегодня только в российском законодательстве. Эта сфера у нас вообще не урегулирована. Поэтому зарабатывающие на порнопродукции очень вольготно чувствуют себя в России: мы не можем привлечь их к уголовной ответственности, можем только упрекнуть в том, что они показывают фильмы, не имея прокатного удостоверения. Если же его удается добыть пожалуйста, торгуй и показывай на всех углах.
- Неужели никто из "власть имущих", пользуясь своими полномочиями, не может урегулировать ситуацию?
- Исполнительная власть пытается влиять на этот процесс, но это, скорей, территориальное регулирование, не имеющее законодательной основы. Губернатор, например, просто говорит: "Здесь можно, а здесь нельзя". И в случае возникновения конфликта между исполнительной властью и реализатором этой продукции, суд не может встать на сторону исполнительной власти, потому что закона-то нет! Нигде не написано, что это запрещено.
- А как же Федеральный закон "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера", принятый Думой еще 7 апреля 1999 года и считающийся одобренным Советом Федерации? Ведь, по сути, только он может помочь?!
- Да, он есть, принят Госдумой, утвержден Советом Федерации. В свое время на него было наложено вето президента. Правовое управление главы государства предъявило к нему ряд претензий. С весны 1999 года работала Согласительная комиссия, после чего все требования президентской стороны были выполнены.
Закон готов к принятию, и нам бы очень хотелось, чтобы президент его подписал. Но, видимо, есть силы, которые не хотят принятия этого закона и влияют на президентскую администрацию. Видимо, поэтому и сегодня у Правового управления Администрации Президента к нему отрицательное отношение.
В любом случае закон необходимо срочно принимать. Даже если он будет плохим. Но появится правовое поле. Если, допустим, наши нормы войдут в противоречие с международными конвенциями, в подписании которых Россия участвовала, начнут действовать международные нормы. А сегодня, когда нет никакого законодательства, мы вообще никакими нормами не можем пользоваться. Порнодельцы на свободе и делают что хотят, а мы только руками разводим...
- Как вы считаете, закон все-таки будет принят?
- Обязательно. Он нужен всем. Женские организации Санкт-Петербурга например, обратились в Госдуму, Совет Федерации, к президенту с просьбой немедленно подписать такой закон. Парламент Северной Осетии обратился с подобной просьбой к Председателю Госдумы. Мусульманские республики это особенно тревожит. Нас поддерживают религиозные деятели всех конфессий, потому что в любой религии существуют моральные нормы.
Мы считаем, что общественное давление со всех сторон должно усиливаться, и ситуация непременно должна измениться.
- Какие герои, на ваш взгляд, нужны сегодняшнему обществу?
- Как ни странно, сегодня люди тянутся к социальному герою. Почему сегодня так востребованы старые фильмы? Потому что там есть герои, работающие на благо общества. Более того, в них коллективистская психология. Не один против всех, а герой, который всегда с командой. Некоторые из наших новых фильмов тоже поднимают эти проблемы. Например, губернатор - герой фильма "Любить по-русски". Он со своими друзьями бьется против бандитов. Это вселяет надежду и веру в победу добра над злом. Людям нужна надежда. Им нужно вернуть веру. В то, что не надо бояться всех и каждого, что среди людей много честных, порядочных, неподкупных. И что именно эти люди - честные и неподкупные - будут формировать политический и экономический климат в России. Только тогда общество начнет выздоравливать.
Обозрение "Думская панорама"