TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён автором для выражения мира-тюрьмы-правил. От этой тесноты я перешёл к переживанию страшной силы предвзрыва, предполагающему вскорости взрыв такой силы, что он размечет весь Этот свет к чёртовой матери. А точнее – бросит восприемника в подсознательное переживание метафизического иномирия, являющегося подсознательным идеалом столь страшного автора – Ахматовой.

    А теперь мне захотелось ход мысли в той статье сжать (что я успешно и сделал в предыдущем абзаце) – раз. И – два – применить эту же теорию о тесной связи слов для абы какого другого стихотворения Ахматовой.

    Выбралось такое:

       
     

    Дверь полуоткрыта,

    Веют липы сладко...

    На столе забыты

    Хлыстик и перчатка.

     

    Круг от лампы желтый...

    Шорохам внимаю.

    Отчего ушел ты?

    Я не понимаю...

     

    Радостно и ясно

    Завтра будет утро.

    Эта жизнь прекрасна,

    Сердце, будь же мудро.

     

    Ты совсем устало,

    Бьешься тише, глуше...

    Знаешь, я читала,

    Что бессмертны души.

    1911

    Я рискую, конечно. Не всему ж у Ахматовой быть на высоте. Стихотворение в “Нарываюсь…” было на высоте. Так там не я его выбрал, а теоретик Смирнов, изложивший упомянутую теорию на примере выбранного им стихотворения.

    А ведь публикаторы Ахматовой не теоретики. Не исключено, что фанаты-любители, некритично относящиеся к тому, что публиковать рядом с ранее выбранным. И, выбрав, скажем, хронологический порядок (на который я и наткнулся), не пропускают и слабых стихов. И на слабом теория может и не сработать. – Поэтому я нарываюсь снова.

    Первый раз я нарывался потому, что теория настолько трудно постижима, что я рисковал провалиться со своей затеей её проследить не только на цитате, избранной Смирновым.

    Там тюрьма “небес” выводилась от относимого к небесам слова “стекло”, имеющем смысл, относящий его к “строению”, от которого до тюрьмы уже близко. (А изначально от небес до тюрьмы было ого как далеко!)

    Здесь опять надо привести к тюрьме.

    "Дверь полуоткрыта” так же ассоциируется со свободой, как и небеса. Зато "Хлыстик и перчатка” ассоциируется с ницшевским: “Идёшь к женщине — бери плетку”. То есть лирическая героиня замужем. Замужество – тюрьма социальная, не физическая (потому "Дверь полуоткрыта”). И – мужской шовинизм перед нами. Муж ушёл. Почему, не сказал. Жене традиция велит сидеть дома и ждать. Но что традиция обладательнице бессмертной души! Душа – свободна! Мудрость – посидеть до завтра… "тише, глуше…” Затишье перед бурей. А там… Взрыв такой силы, что на всё на Этом свете наплевать. В виду вообще иномирия.

    Вышло, можно сказать.

    Ахматова на высоте.

    11 октября 2020 г.

09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного . . .

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100