TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

     

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое:

    "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник проделал свою работу в обратном порядке и вновь придал бы вещам тот банальный вид, освобождение от которого он считал своей миссией?” (http://newart-paintab.blogspot.com/p/blog-page_31.html).

    То есть кубист бежит от банальности. А что есть банальность? В мире, по мнению обычных людей, ужасное – банально. Ну, например, потому что ужасное уравновешено прекрасным, и нечего потому заморачиваться на ужасном. Обычные люди – толстошкурые. Такой заболеет венерической болезнью – и ничего, зато как красива была заразившая его проститутка! (Я потому так повернул, что первой кубистической картиной была “Авиньонские девицы” Пикассо,

    Пикассо. Авиньонские девицы. 1907.

    заразившегося в борделе.) Кубист же – существо утончённое он такой банальный (с наличием ужаса) мир не приемлет. Он в своём подсознательном идеале бежит вообще в принципиально недостижимое (он трезвый и обмануться себе не позволит) метафизическое иномирие. Что может быть его образом для зрителя? – Когда "наиболее чуткий глаз [зрителя] с трудом разбирается в предметах вполне перевоплощенных”. То есть для живописца-кубиста что есть образ принципиально недостижимого метафизического иномирия? – Перевоплощение изображаемого предмета до степени трудной узнаваемости.

    Пишут, что на мысль, как перевоплотить, Пикассо навела выставка иберрийской скульптуры.

    А я так думаю, что Пикассо подумал (или его подсознание распорядилось так), что ещё лучше для перевоплощения взять конголезские маски, более страшные и какие-то потустронние.

    "Племенные африканские маски высоко ценятся коллекционерами артефактов и музеями всего западного мира. Они обычно интересны только своими эстетическими качествами. Они представляют собой многоцелевые матрицы древних знаний предков, хранящие секреты творения и потустороннее происхождение человечества” (https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/post/history/2019/5/22/100959).

    “Африканская маска, появившаяся в древности, сыграла чрезвычайно важную роль в мистических ритуалах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу действию. Резное произведение искусства всегда было оккультным объектом, открывая доступ в невидимый мир мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы объединить жизнь и смерть, они были и есть своего рода ключом, который открывал дверь и объединял два разных мира” (https://zen.yandex.ru/media/rukizolotie/afrikanskaia-maska-i-ee-magicheskoe-znachenie-5eb42a68150ad2716dc97760).

    Я оказался прав. У Пикассо даже есть период (начиная с того же 1907 года), называемый африканским. Вот его слова:

    "…они служили посредниками между людьми и неведомыми враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что такое живопись. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебными миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В тот день я понял, что нашёл свой путь” (Википедия).

    Парадокс в том, что он, убегая от современной ему банальности, мирящейся с присутствием ужаса, использовал для бега так далеко, в иномирие, древний приход к такого же рода банальности.

    Но подсознательный характер всех этих умопостроений* сознанию не дан. Зато сознанию дано близорукое художническое мнение, что главное у художника – стиль.

    "Картина несет в себе самой свое оправдание… художник не будет признавать других законов, кроме законов вкуса… если он все же решится заглянуть в область метафизики, космогонии или математики, пусть он довольствуется одним похищением их тонких ароматов, и воздержится требовать от них положительных данных…” (Глез и Метценже).

    Близоруко такое мнение потому, что отрезает себя не только от ответа на вопрос, почему появился именно такой стиль, но и от самой постановки такого вопроса.

    27 января 2021 г.

    *- А может, и не было никакого подсознательного умопостроения. А просто была хитрость прохиндея, пользующегося той самой распространённой и среди искусствоведов художнической близорукостью. Глянул на имеющие стиль старинные вещи, и решил себе присвоить. Ещё вопрос, не халтурно ли он с присвоением поступил. Вот если б сохранились фотографии этих проституток. Ведь у четырёх почему-то одинаковые удлинённые прямые носы. Как у идолов острова Пасхи.

    Что: все сёстры пошли работать в один и тот же бордель? Или просто халтура: легче рисовать одно и то же?

    - Можно проверить на его автопортрете.

    1907.

    Похожая по возрасту фотография такая.

    Носатый и глазастый. - Вполне удовлетворяет критерию Глеза и Метценже, когда: "…глаз с трудом [, но] разбирается в предметах вполне перевоплощенных, [что] есть особое великое очарование”.

    - Но такое умение очаровывать не доказывает подсознательного характера умопостроений, приводящих к подсознательному идеалу иномирия.

    • А в момент озарения уродовать в стиле страшных масок… В момент замысла…
    • Тогда для “Авиноьонских девиц” этот замысел случился, и они - художественны. А при повторении такого трюка, для автопортрета, подсознательного идеала уже нет. И - он – эпигонское произведение, а не художественное.
    • Пожалуй, да.

    27.01.2021.

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100