TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и перевернуть таблицу “Закрыто”. А сквозь стеклянные стену и дверь она видит, как спешит успеть в магазин до закрытия парень, очень ей понравившийся. Но. Долг. И она дверь запирает у него под носом и уходит в подсобку с упавшим сердцем.

    Это напоминает мне меня с моей принципиальностью в толкованиях произведений, которые предполагаются произведениями искусства. Я себе набрал догм с миру по нитке. Сочинил себе свои догмы. И…

    Термины придумал… Исключительно своё понимание известных терминов…

    Например, ницшеанство.

    Я читал диссертацию Шалыгиной, и у меня создалось впечатление, что, - несмотря, что она была 1997 года, уже не было цензуры, - автор струсила назвать Чехова ницшеанцем, а само ницшеанство без обиняков назвать идеалом бегства в метафизическое иномирие. (По модулю, так сказать, равное тому свету христианства. Только то считается принципиально достижимым {прощёнными в Царствии Божием в виде душ бестелесных}, а это принципиально недостижимо {только и радости что уметь дать его образ – для творца, или как-то почувствовать – для восприемника}.)

    Ну и никто так ницшеанство не понимает. К тому же я склонен думать, что вдохновение художника – это проявление подсознательного идеала, сознанию не данное.

    А мне (и вообще критику) – дающееся, если меня озарит. Автор не обязательно согласится, от меня узнав – подсознательный же идеал. Я же настаиваю, что и спрашивать у автора потому нечего. То есть в изрядно сомнительное положение себя ставлю: мне лучше известно, что автор произведением хотел сказать, чем известно ему самому. (Что и есть признак неприкладного искусства в отличие от прикладного, которое есть усиление переживания, в общем-то, знаемого.)

    Муть, скажет иной. А я люблю вертеться в этом.

    И вот говорю, что, раз рассказ Нетребо “Метис” (2022) кончается такими словами:

    "Через несколько лет дошел слух, что в Ташкенте Метису, когда он получал паспорт, сменили имя, а кто-то сказал, что вроде даже и фамилию. Соседей эта новость сильно не удивила, и если бы она не была связана с воспоминанием о Петре, то и разговоров не было бы. А так – немножко поговорили”, -

    то Нетребо в этом рассказе ницшеанец.

    Весь рассказ о борьбе двух менталитетов: русского и узбекского. Двух идеалов: неограниченного ничем и идеала Пользы.

    Сам биологический отец Санчика, узбек, раз полюбил русскую, Валю (и она его полюбила), наверно, узбекского менталитета не имел (вот потому, может, и "Рано умер”, даже жениться не успел). Но менталитет передаётся не биологически, а культурно. И эти один за другим разговоры узбеков действовали:

    "Соседи-узбеки говорили, Валья, ты зачем сыну русский имя дала? Отдай назад узбекский имя, он же, посмотри, – какой русский? С нашим имя ему легче в жизнь будет, институт, работа, туда-сюда! А фамилия? Может, отец-мать, которого у тебя почти мужем был, не против будут? Пусть свой фамилий дадут! Сыну здесь, в Узбекистан, легче жизнь будет! Институт, карьер-марьер, туда-сюда!..”.

    Капля по капле и камень точит. Санчик и до совершеннолетия проявлял себя истинным узбеком:

    "Однажды он выдал, что мамке пора замуж, а она, дура, не хочет, хотя какой-то инженерик с завода, где тетя Валя работает, ее “клеит и готов взять с дитём”.

    – Ну и что – женатый? – размышлял Метис, – а кому она еще нужна? Любовь ищет. И чтоб холостой. Дура”.

    “Метис потом говорил: вот мамка дура, не могла потерпеть [не плакать так горько на могиле своего любимого в присутствии ухажёра], а то был бы я теперь сыном начальника. А не сиротой, как сейчас”.

    А Петя, любимый Вали, "на широких просторах” России удержу ни в чём не знал. Ему и собственная смерть не была преградой. Хотел напиться в коне недели – напивался. Хотел пустить в дело нож – "и воткнул ножик в свой живот!..” Хотел воды, а это смертельно при такой ране, - напился и умер.

    Человеку – нет! – сверхчеловеку подавай иномирие, чтоб там не было даже причинности, не то, что правил, норм и законов.

    Нетребо – тоже, раз он возвеличил этот воплощённый порыв таким концом рассказа.

    Сознанию его это не дано. Но…

    4 января 2022 г.

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

27.12.2021
15:18

Антидолин

    Мною движет предвзятость. Она вдохновляется мнением, что в России либералы с фальшью. И эта фальшь мешает им адекватно относиться к произведениям даже и . . .

26.12.2021
15:22

Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...

    Как было? Я прочёл такое: "…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно . . .

25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100