TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

     

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом предавшими путь к коммунизму] с левых позиций и, теряя веру в справедливое устройство общества, переходила к антикоммунистическому протесту [правому, индивидуалистскому]. Поэтому, в частности, и в Советском Союзе, и в социалистических странах способы мышления, обычно считающиеся консервативными, такие как религия и традиционалистская приверженность национальной культуре прошлого, на обратной шкале ценностей [лже-]социалистического мира превращались в протестные и антиортодоксальные. Это не могло не получить отражения и в искусстве. Спиритуальность, граничащая с религиозным сознанием, была чертой, характерной для многих художников” (Кантор-Казовская).

    Иными словами левые коллективисты становились индивидуалистами-ницшеанцами. Потому что метафизическое иномирие похоже на христианский тот свет и является идеалом одухотворённым. (Как ни сомнительно для некоторых звучит слово “ницшеанец”.)

    То есть, достаточно было не почувствовать, что социализм был лжесоциализмом, как коммунизм становился таким же безобразием, как и капитализм, то есть весь Этот свет не годился, и из него надо было бежать.

    В случае с Владимиром Яковлевым мироотношение конкретизировалось так:

    "…предмет — это результат взгляда на мир “абстрактным” способом: объект то конденсируется из мира абстрактных форм, то растворяется в нем” (Там же).

    Яковлев. Портрет профессора А. Л. Мясникова. 1964.

    Это одна из последних картин Яковлева в стиле ташизма (ташизм был пятнистой формой жестовой живописи – https://gallerix.ru/pedia/history-of-art--tachisme/), когда пятна были у него крохотные. Потом зрение ухудшилось, и он больше не мог писать так.

    Жесты, по идее, должны своей свободой выражать способность всё в Этом – плохом-преплохом – мире игнорировать. – Как жест согласуется с малостью пятен? – Наверно, брызгами. (Поллок жесты овеществлял поливанием краски из сосудов на горизонтально расположенный холст.) Впечатление от картины – разрушительное. А объект изображения заявлен созидательный. Но он созидательный в Этом мире. Который нужно взорвать. Предполагая, как это всегда у ницшеанцев, что сила взрыва такая, что вышвырнет в иномирие.

    Субъективно обида Яковлева на мир проста:

    "Он проучился только в четырех классах школы из-за заболевания щитовидной железы. С одиннадцати лет он наблюдался у психиатра. В 16 лет из-за какого-то нервного потрясения он стал терять зрение: ему был поставлен диагноз – кератоконус. Чуть позже у него началась шизофрения. К середине 70-х гг. Яковлев практически полностью потерял зрение, работать он мог, только приблизив лицо вплотную к картинке. И большую часть сознательной жизни он провел в разных психиатрических заведениях – клиниках, лечебницах, интернатах” (https://adindex.ru/publication/gallery/2013/03/29/97850.phtml).

    У многих ницшеанцев известны болезни и несчастья. И, получается, бытие определяет сознание.

    Но тех, кто сознательно строит на этом жизнь (мещан), они ненавидят (а в СССР практически был взят курс на удовлетворение мещанства задолго до Хрущёва, со второй половины 30-х годов).

    Е. Кропивницкий:

    ЖИЛИЩЕ (КУХНЯ)

     

    В небольшом полутемном жилище

    Днем и ночью горят примусищи

    И готовят кашищи и щищи.

    И довольны и рады жильчищи,

    Что у них изобилие пищи.

    1940

    В минимализме одинаковой рифмы можно увидеть дальний отсвет того самого ницшеанского метафизического иномирия.

    А вот его же живопись.

    Е. Кропивницкий. Двойной портрет школьниц. 1970-е. Холст, масло.

    Тут ту же роль отсвета иномирия играет та же лапидарность. А коровий взгляд этих почти женщин, намекает, что им не до учения в школе. И тут же тихое презрение к советской власти, отменившей в 1956 году платное образование за обучение в старших классах, если кто не "имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки” (https://ivanov-1980.livejournal.com/25720.html).

    А вот, как он издевается над мещанским бытом (настольными украшениями).

    Кропивницкий. Без названия. 1977. Бумага, фломастер.

    А вот что-то, подобное стихотворению “Жилице”.

    Кропивницкий. Без названия. 1977. Бумага, фломастер.

    А тут, наверно,

    Кропивниций. Без названия. 1970. Бумага, карандаш.

    насмешка над безликими хрущобами с устранёнными излишествами в проектировании и строительстве (обеспечившими 54 млн. человек отдельными квартирами, но одухотворённому художнику на это наплевать).

    22 ноября 2022 г.

23.04.2023
08:09

Происки здравого смысла

    На здравый смысл претендую я. А в этой статье им я попробую защитить совершенно мутное – с точки зрения иных людей – понятие такого подсознательного идеала, как . . .

21.04.2023
23:33

Клещ

    В книге Киры Долининой “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019" полно заметок. Если, оппонируя ей, каждой её заметке уделить одну статью, . . .

17.04.2023
13:04

Слава богу!

    Здравый смысл, каким я руководствуюсь, нередко приводит меня в очень неприятное положение – открывателя. Статус же у меня никакой. И я стою перед выбором: или . . .

14.04.2023
15:37

Уф! От сердца отлегло

    Будете смеяться, если скажу, почему. Мне мелькнул в телевизоре Меньшиков и фильм “Восток – Запад” (1999) режиссёра Варнье. Я захотел его посмотреть, и до смотрения . . .

14.04.2023
09:47

Моя гора родила мышь

    Какой-то парадокс… С одной стороны, ко мне часты претензии публики за само использование словосочетания “подсознательный идеал”, который я считаю запущенным в . . .

11.04.2023
20:17

Нашла коса на камень

    Я наткнулся на, кажется, типовую очень острую реакцию на свои статьи, в частности, против плохих искусствоведов и художников, - реакцию от людей, в какой-то мере . . .

10.04.2023
16:50

Опять насмешка

    Не знаю, как сейчас (не в России живу), а когда-то в Литературной Газете на 16-й странице был сплошь юмор. И мне почему-то запомнился такой пассаж. – Наступал . . .

06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100