TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.08.2023
17:45

Как Шевчука использовали втёмную

    Есть такой Шарп. Им, если верить информации, создана теория цветных революций. Они призваны устраивать в странах государственные перевороты в пользу . . .

31.07.2023
10:44

И кто я такой после этого?

    ""Натягивать сову на глобус” — это крылатая фраза. У неё есть несколько значений: 1 — Подтасовывать факты, делать неоправданные утверждения. 2 — Делать . . .

30.07.2023
19:14

Темнота эстетическая и патриотическая сродны

    Под поисковым окном электронной почты mail.ru остановила внимание такая новость: "Экспозицию Третьяковки проверят из-за жалобы посетителя”. Прочёл и, как . . .

29.07.2023
11:46

Я не мог спать…

    Старость – не радость. Не могу переносить сильное впечатление. Наткнулся на непонятность в картине, и не смог заснуть ночью. Пришлось встать, одеться и . . .

28.07.2023
16:54

Работай тупо

    Работай тупо Такой девиз у меня, инженера, был, когда мне в распоряжение попадал только что принятый на работу в КБ выпускник института. Всю творческую работу . . .

26.07.2023
18:51

Не наш Шевчук

    Я наткнулся на такой текст и не смог промолчать: "…а был ли он [Шевчук] вообще когда-то с нами? Ведь все его поездки широко рекламировались и всё это можно уже . . .

25.07.2023
08:17

Я не понимаю. А вы?

    Вообще-то это – сдача позиции. Мне предрекал это умнейший мой товарищ: “Ты испишешься. И не сможешь отказаться писать. И станешь писать ерунду”. Я не понял, . . .

20.07.2023
08:10

Что бы это значило?

    Я сперва покажу, а потом начну рассуждать. Гребенков. Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг . . .

19.07.2023
19:10

И опять Прилепин не прав

    Ленин: Когда я умгу, вы мне *** отгежьте. Члены ЦК: Зачем, Владимир Ильич?! Ленин: Эта политическая пгоститутка Тгоцкий скажет: “Ленин умег – и *** с ним”. – И опять . . .

17.07.2023
15:55

Если долго мучиться, что-нибудь получится?

    Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови . . .

16.07.2023
08:02

Православие?

    Мне, как воинствующему атеисту, не нравится похожесть нынешней истории на Апокалипсис (с Антихристом-Западом) и противостоящую Злу Святой Русью, хранимой Богом . . .

15.07.2023
11:43

Вариант разгадки Филатова

    Мне понадобилось чётче проговорить для себя (и для других желающих), как мог автор “Пушкина” (см. тут) публиковать графоманские (см. тут и тут) “Тот клятый год уж . . .

13.07.2023
09:48

Гениален ли «Федот» Филатова

    Преднамеренность искусства не создаёт. Вейдле Вспоминая комнату, в которой я в раздражении подошёл к телевизору и выключил Филатова, читающего в телестудии . . .

08.07.2023
09:38

Как посмел Рембрандт покуситься на гравюру Сегерса? Переделал!

    Вот так. Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651. К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую часть заполировал и выгравировал . . .

05.07.2023
19:08

Инна Чурикова умерла

    У меня началась чёрная полоса: не о чём писать. Когда у меня полоса светлая? Когда я натыкаюсь на книгу очень умного учёного, занимающегося искусством. Если мой . . .

04.07.2023
16:54

Ход мысли

    Оспариваемая мною Кира Долинина огорчила: очередная её заметка в книге “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019", которую я собрался . . .

25.06.2023
14:43

Крепко рискую

    Состязаясь с Кирой Долининой (она не касается вопроса “что этим хотел сказать автор”, а я только этим и занимаюсь), я крепко рискую. Ответить на такой вопрос – . . .

21.06.2023
10:38

Давненько не брал я…

    Давненько не брал я тексты Киры Долининой для присобачивания отсутствующего в них рассказа, что этим хотел сказать художник. Теперь очередь пришла к такой её . . .

20.06.2023
15:15

Назвали Караваджо революционером в живописи, а что эта революция выражала духовно – молчок

    Газеты ХVI в. были преимущественно рукописными и не имели строгой периодичности… Несмотря на незатейливость этих газетных предтеч, они, несомненно, сыграли . . .

15.06.2023
14:58

Вожжа под хвост попала

     

    Очень многие на меня набросились за выведение Леонида Филатова графоманом. Может, то стихотворение было исключением? – А ну – другое…

    НЕ ЛЕТИ ТАК, ЖИЗНЬ

     

    О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.

    Вообще-то, "лети” и "шаг” режутся друг с другом.

     

    Другие вон живут, неспешны и подробны.

    Не совсем подходят для перечисления и "неспешны и подробны”. Подробность не режется, например, с виртуозностью, а та ого, как быстра.

     

    А я живу — мосты, вокзалы, ипподромы.

    Тут "ипподромы” неуместны по смыслу, разве что для рифмы "подробны : подромы”. Ну, и разве что речь о жокее, переезжающем с соревнования на соревнование поездами, в одном из вагонов которых везут лошадей.

    (Я вспоминаю про глупую придирку редактора к симоновскому “Жди меня, и я вернусь…” за “жёлтые дожди”, необходимые для звукоповтора звука “ж”: нет, мол, таких; и кто-то из присутствующих, авторитетный, выручил, сказав, что бывают такие. Там на 7 первых строк 7 повторов “жд” и ещё два просто “ж”, выражающих непереносимость нуды бесконечного ожидания. То есть это “жёлтые” – в масть, и не важно, существуют ли в реальности жёлтые дожди.)

    У Филатова необходимости ипподромов нет.

     

    Промахивая так, что только свист в ушах.

    Ну что? И тут есть слово не к месту: "свист”. Это ж для красяво, а не потому, что мимо вагона, где лирическое “я”, пусть и с открытой фрамугой, очень уж шумно промчался встречный поезд. Там грохот был бы уместен, а не свист.

     

    О не лети так жизнь, уже мне много лет.

    Что-то и тут нехорошо. Зачем всего лишь через запятую соединены вообще-то далёкие темы. – Есть другой вариант пунктуации и слов:

     

    О, не лети так, жизнь!.. Мне сорок с лишним лет.

    Тут хорошо. Очень выявлен внутренний перебой. (Он в более незаметном виде есть всюду. Это – обычный образ неблагополучия.)

     

    Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.

    Намёк, наверно, что высота, на которую лирическое “я” залетел, имеет какую-то негативную оборотную сторону. И тянет спуститься. А положение, вообще говоря, не разрешает. (То есть тут точно не жокей.) И тянет на бунт.

    Претензий к строчке нет.

     

    Не мне, так хоть ему, бедняге, посочувствуй.

    Тут что-то недопонятно. Жизнь наверху – какая-то обязаловка. Бездушная к верхушке. – С какой стати ждать, что она отзывчивее к человеку низа? В чём отзывчивость? – Или дальше станет ясно, или это пустобрешество. – Смотрим.

     

    Ведь у него, поди, и курева то нет.

    Стало ясно: жизнь-судьба в лице лирического “я” и посочувствовала пьянчужке куревом, и позволила (никто не засечёт, что занимался не высокими делами-мыслями) лирическому “я” не лететь в эмпиреях (что трудно).

    Всё равно как-то не ясно. Жестокая жизнь – это творчество? Слишком много подбрасывает замыслов? Все нельзя успеть довести до завершения?

    У меня раз такое было. Мы, студенты-технари, вышли из кино и мне захотелось отделиться – такой вихрь мыслей у меня в голове кружился. Но я боялся, что я сойду с ума. И я пошёл со всеми. – Писать толкования я начал лет через 10, самообразовавшись. И, да, засосало. И иногда так заносит, что чтоб понять, что я написал иной раз, мне надо быть в ударе.

    Хм.

     

    О не лети так жизнь, мне важен и пустяк.

    Другая редакция такая:

     

    О, не лети так, жизнь!.. Мне важен и пустяк.

    Подозрителен "пустяк”.

    Сам я не художник, но подозреваю, что пустяки в принципе существуют только у ремесленников.

    Вспомним про виртуоза и "подробны” из второй строки первого четверостишия.

    То есть неуместно тут слово "пустяк”, как неуместно было там "подробны”.

    Не понятно… Лирический герой что: на грани искусства и ремесла? И потому у него неуместные слова? Он чует, что не дотягивает до искусства. Жизнь – это творчество, и он боится схалтурить? И, вот, тем не менее, халтурит ("пустяк… подробны”)?!.

    Не про поэзию ли он свою, то и дело сваливающуюся в графоманство? И всё же выставляемую на обозрение всем…

    Хм.

     

    Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.

    И пусть я никогда спектакля не увижу,

    Зато я буду знать, что был такой спектакль

    Другой вариант – с восклицательным знаком и отточием в конце.

    Вообще, почему существуют варианты? Что, если это – от халтурности в характере?

    Не понятно и другое: зачем выпячен такой ультрапустяк?

    У меня был один сослуживец… Только я не проверил, не соврал ли он… Он сказал, что, идя по улице, он видит кошек там, гвоздь в заборе… А одна говорила, что знала женщину, мизантропку потому, что она чувствовала, как пахнет какая часть тела у собеседника. – Бедный повествователь…

    То есть – проблема, как отличать халтуру от не халтуры?

    Так. Я дальше буду писать только варианты с восклицательными знаками.

     

    О, не лети так, жизнь!.. Я от ветров рябой.

    Надо проверить, от чего лица становятся рябыми (я не верю, что от ветров), кроме как от оспы (у меня одна вмятинка есть на лице где-то) – Поверхностный поиск ничего, кроме оспы, не дал. – Ладно, может, это допустимое корёжение, выражающее сильные обстоятельства. Правда, творчество как-то не годится для такого материального корёжения… – Посмотрим, что будет дальше.

     

    Позволь мне этот мир как следует запомнить,

    А если повезет, то даже и заполнить

    Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой!..

    Это, если не ошибаюсь, в лоб выражение того, о чём я предполагал выше: просьба принять графомана в литературу.

    И "рябой” и "запомнить” не имеют смысла иного, кроме составлять рифмы к "собой” и "заполнить”, которые смысл имеют, прямой.

    Плохо, чёрт возьми!

     

    О, не лети так, жизнь!.. На миг, но задержись!..

    Уж лучше ты меня калечь, пытай и мучай,

    Пусть будет все: болезнь, тюрьма, несчастный случай —

    Я все перенесу, но не лети так, жизнь!..

    1986

    Странно. Было б понятнее, если б это было написано тогда, когда просто не было так развитого всякого кино-видео, которое в принципе способно пронести творчество артиста через века. Тогда нужна была нетленка – литература, чтоб прожить дольше, чем физическая жизнь. Но. Тогда о графомании как нетленке никто и подумать не мог, мне кажется. А теперь что: Филатов хочет стать пионером этого?

    Хоть убейте, не понимаю. Он же хороший актёр. Ему мало кино-видео?

    Или он мудрец? Идёт же наступление массовой (низкопробной) культуры. Чем графомания хуже? А у него способность: запросто говорить с ритмом и в рифму… И найдутся тысячи и тысячи, которые даже и не заметят, что он графоман…

    1 января 2023 г.

     

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100