TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2023
16:55

Дурак оказался я, а не Лесков

    Как-то не запомнилось, как я вышел на Лескова. Читал какой-то дифирамб ему по поводу какой-то его даты. И меня покорёжило, что там написано, что он писатель первого . . .

08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает . . .

29.08.2023
22:56

Укор Сергею Миронову

    Только что услышал из телевизора, что Сергей . . .

25.08.2023
10:28

Эх-ма!

    Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею . . .

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я . . .

18.08.2023
08:39

Поиздеваться над собою, что ли?

    Взять и начать писать о том, что никак не требует никакого писания, о песне Феличита. В переводе – счастье. Произведение прикладного искусства, которое я предлагаю . . .

16.08.2023
10:37

Гребенщиков оказался духовным трусом

      Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по . . .

12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

10.08.2023
11:48

Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову

    Кому там ещё (кроме Нестерова) она почём зря приписала космизм? "Судьба Странника — соединение родного и вселенского. Он — универсален, он стоит как бы вне . . .

09.08.2023
16:42

Вот и это не публикуют

    Тоже, наверно, из-за войны на Украине. Вот так и побеждаема бывает Россия – от предательства бывших своих. Рассуждаю посредством “запросто”. Следите за мыслями . . .

08.08.2023
10:45

А эту статью за что не пропустили 2 главреда?

    За нацеленность меня против православия? Из-за защиты своего автора от моего упрёка в плохом подлизывании к православию? Просто от нежелания критиковать . . .

06.08.2023
09:29

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

     

    Проверяем, не врёт ли искусствовед.

    Аникиево Евангелие. Евангелист Марк.

    Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

    "Если из его [гиматия] нижней точки построить угол по краям складок, то его правая сторона проходит как раз по линии приподнятого носка и совпадает с боковой гранью пюпитра" (Суслова).

    Это красная линия – справа.

    "Если обе линии угла довести до белой фестончатой границы миниатюры справа и слева…” (Там же).

    Это жёлтая линия – слева.

    "…и преломить навстречу друг другу [салатовая линия], то получается треугольник — равносторонний”.

    "Этот треугольник имеет особые свойства: его биссектрисы, высоты и медианы пересекаются в самом центре раскрытой книги”.

    "Из этой точки можно построить окружность, которая касается всех уголков книги и как бы очерчивает запястье руки евангелиста”.

    "Из центра окружности одинарным, двойным, тройным и пятикратным радиусом строится спираль Золотого сечения, которая замыкается в круг. Получившаяся окружность касается двух углов равностороннего треугольника”.

    Похоже, искусствовед не врёт. Можно дальше не проверять. Там дальше шарики за ролики в мозгу могут закатиться.

    "Все геометрические построения связаны между собой не только математическими соответствиями, но и объединены неслучайным положением и рисунком стопы”.

    И этим не кончается. И то же с другими евангелистами. И я стал даже читать по диагонали этот текст. А потом и просто пропускать.

    К чему это всё?

    "Для христианского миропонимания троичная символика чисел при построении спирали Золотого сечения (спирали Фибоначчи, “кривой жизни”) могла быть знаковым доказательством Божественного замысла мироустройства и отражением догмата о Троице либо означать творящее Божественное начало — Ипостась Святого Духа. Правильный треугольник мог быть символом Триединства Бога. Задача о трисекции угла могла трактоваться как свидетельство учения о трех Лицах Единого Бога. Символика квадрата и круга могла прочитываться как земное (квадрат) и небесное (круг), а настойчивое стремление обозначить квадратуру круга могло быть указанием на равенство Божественной и человеческой природы Спасителя”.

    Как бы помешаны люди на иллюстрациях верности своей веры. – Отчего это? От боязни потерять веру, раз в жизни всё идёт не по религиозному? И что: не доходит, что это не доказательства, а натяжки?

    Мне помнится, что я чем-то похожим занимался в младших классах. Я был одержим стремлением получать пятёрки. Мама мне внушила, что, так как мы без папы и нам очень трудно жить, то я должен хорошо учиться, чтоб вырасти и смочь заменить маму. И я всё гадал на номерах машин, делится сумма цифр на 5, а если не делится, то какое другое действие можно придумать с этими цифрами, чтоб всё-таки делилось.

    То есть, похоже, что такая сугубо осознаваемая иллюстративная деятельность выводит эти произведения вообще за пределы искусства. Это ж не органическая целостность, когда неисчислимо (ибо обеспечивается подсознанием) число элементов "говорящих" одно и то же. Математических же примеров очень ограниченное число. Что там? Спираль Фибоначчи, квадратура круга…

    Можно предположить, что такое занудство губило непосредственное чувство иконописцев. Художник (боговдохновенное, я его называю подсознательным идеалом) в иконописце тяготится сложной математикой. (О простой: эквидистантности, симметрии, - не говорю.) И взбудораженный раздраем на Руси после смерти Василия I, т.е. с подсознательным идеалом единства на земле русской, а не в Троице, Андрей Рублёв не мог себя заставить вставить в свою икону такую сложность, как спираль Фибоначчи.

    Поэтому я опять берусь проверять Суслову в другой её работе, о спирали Фибоначчи в “Троице” Рублёва.

    "При всем обилии исследований, одна деталь на этой иконе не описывается и не осмысляется даже в самых значительных работах. Речь идет о круглой, выпуклой точке на поверхности чаши, у ее основания [не ножки]. Чаша, о символике которой сказано всеми исследователями как о прообразе евхаристической жертвы, выполнена крайне лаконично, без всяких украшений (в отличие от многочисленных резных, расписных и с драгоценными украшениями чаш предыдущих и последующих эпох). Но странная круглая точка на ее боку должна иметь объяснение своего присутствия”.

    "Из этой точки мы можем нарисовать квадрат со стороной, равной высоте от точки до верха стола”.

    "Если мы пририсуем половину ширины квадрата справа, то кисть правого Ангела окажется в центре узкого прямоугольника [со скрипом можно согласиться], а сам этот прямоугольник при разделении его пополам становится началом чрезвычайно сложной и красивой последовательности, известной как числовой ряд Фибоначчи [0,1,1,2,3,5,8, третий член ряда равен сумме двух перед ним (0+1=1, 1+1=2, 1+2=3 и т.д.), и это напоминает Троицу, ибо три соседние члена ряда не случайно рядом положены, а связаны законом]".

    "Если продолжить построение в соответствии с вышеуказанным принципом, мы получаем квадраты, сторона каждого из которых равна сумме сторон двух предыдущих. И здесь мы обнаруживаем очень красивые совпадения: самый большой квадрат правой стороной совпадает с одной из граней передней ножки седалища [Опять со скрипом можно согласиться], а нижняя его сторона совпадает с нижней гранью правого подножия. Эти совпадения столь разительны, что случайными вряд ли могут быть”.

    У неё выглядит так.

    Но нельзя согласиться, что это не случайно. Потому что никакого смысла в грани передней ножки нет. Как и в нижней грани правого подножия – тоже. К стопе евангелиста Марка хоть много чего математического оказалось привязано: и равносторонний треугольник (намёк на Троицу), построение которого я проследил, и не прослеженное кое-что: "Боковая правая сторона этого квадрата совпадает со стороной первоначального треугольника под ногой евангелиста. Получившийся квадрат <…> нижним углом тоже касается окружности прямо под носком (большим пальцем) правой ноги”, “…нижняя левая сторона квадрата [другого уже] касается пятки той самой висящей в воздухе стопы. Таким образом, пятка ноги стоит на квадрате равной площади, носок стоит на линии равностороннего треугольника, большой палец ноги приходится на угол квадрата с равным для окружности периметром, а сама окружность проходит через средний палец ноги. Все геометрические построения связаны между собой не только математическими соответствиями, но и объединены неслучайным положением и рисунком стопы”.

    При такой множественности очевидно, что сперва рисовальщик наметил всю математику, что вокруг стопы, а потом вписал сюжет с Марком, указывающим на что-то в книге.

    А в случае с “Троицей” Рублёв поступил без всякого сложного математического расчёта. Сама точка у основания чаши – случайное сгущение краски, на которое автор не обратил внимания, потому что она ничего не значит, как и грань ножки, как и край подножия, которые надо, мол, соединить друг с другом спиралью из фибоначчиевых квадратов. – Притянуто это у искусствоведа многозначительности ради.

    (Я пишу, проверяю одновременно и не дочитываю Суслову до конца, потому не знаю, чем она станет отбиваться от моего наскока. Отобьётся, я унывать не стану – я ж за истину.)

    А она отбивается.

    "Достраивая самый большой квадрат, мы можем нарисовать эту спираль. Начало спирали находится точно под правой рукой Правого Ангела”.

    Вообще-то не точно, если посмотреть на 2 картинки выше, а из мякоти между большим и указательным пальцами. Чтоб было точно, надо всё построение из квадратов переместить чуть левее и ниже,

    как показано красными линиями. То есть значение точки на чаше исчезает. Она становится не нужна. И сама спираль, где б она ни начиналась, ни на что значительное не указывает. Точно такую же спираль мыслимо простроить начинающейся между указательным и средним пальцем Центрального Ангела. Это было б весомее – Он всё же Центральный. Поэтому лишено смысла дальнейшее усиление мотивации Сусловой.

    "Половина исследователей иконы “Троица” называют символом Бога-Отца Центрального Ангела, столько же склонны видеть символ Бога-Отца в Левом Ангеле. Но никто из исследователей не указывал на Правого Ангела как возможный символ Первой Ипостаси Святой Троицы. Возможно, образ правого Ангела кажется самым скромным, самым кротким, склоненным перед остальными, но представленная гипотеза позволяет предположить, что именно правый Ангел символизирует Образ Бога-Отца. Об этом свидетельствует гора за Его спиной и цветовая символика одежд: “Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом” [Притч 3:19]”.

    Это как-то темно сказано. Почему гора – довод? В чём цветовая символика? При чём тёмная цитата из “Притчей Соломона”?

    Дальнейшую её мотивацию я, грешен, не могу понять ещё больше.

    Поэтому сдаюсь и, - может, не мотивировано, - считаю всё притянутым.

    6 февраля 2023 г.

05.08.2023
08:20

Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова

    Только что узнал (по ТВ) от бывшего участника “Аквариума” Решетина, добровольца на Донбассе, что знаменитую песню “Город золотой” (1972) Волохонского Гребенщиков . . .

04.08.2023
09:58

Благое для всех сверхбудущее

    Это я на таком варианте типа идеала остановился для фильма К. Шахназарова “Зимний вечер в Гаграх” (1985). Тут как Шекспир в “Гамлете”, чувствует, что наступает . . .

02.08.2023
15:25

Неистребимое раздражение на искусствоведов,не знающих, что художник не то хотел нам «сказать», что мы видим глазами

    Впечатление, что ко мне с Запада (из США, социальная сеть для учёных academia.edu) подбираются тихой сапой в надежде сделать своим. Нашли моё имя в публикации . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100