Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
31.10.2023 |
Шаблон. Но всё равно действует
|
30.10.2023 |
Я обиделся за поэтессу, предательницу России
|
29.10.2023 |
Что меня смущает в стихах иного предателя России
|
28.10.2023 |
Про открытие, о котором я вчера узнал или …и получаю от себя ответ. Сразу или погодя
|
27.10.2023 |
|
24.10.2023 |
|
23.10.2023 |
Секрет полутысячелетней независимости России
|
18.10.2023 |
|
16.10.2023 |
Болонская система не так уж и плоха
|
15.10.2023 |
|
11.10.2023 |
|
10.10.2023 |
|
01.10.2023 |
|
30.09.2023 |
Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»
|
28.09.2023 |
Через наоборот! Пять веков спустя!
|
27.09.2023 |
|
25.09.2023 |
Провал Венецианова и меня
Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, очень много. "…на полу ни соринки, в середине рабочего дня персонажи заняты чем угодно, только не тяжелым крестьянским трудом… на женщине праздничная, не рабочая одежда (как и на второй бабе, стоящей у противоположного края картины), а под правой рукой лежит совершено неуместный на гумне серп (вторая баба держит в руке точно такой же). Лопата в гору зерна воткнута не лопастью, а рукоятием. Ну хорошо, я очень далёк от сельского всего, и что "на полу ни соринки”, понятно почему не заметилось, то же и с серпом, который не при чём на гумне, где молотят, а не косят. И 200 лет прошло – что это праздничная одежда, мне тоже естественно не обращать внимание. Я никак не мог подумать, что мыслимо при передышке повесть себе серп на плечо зубцами к телу. Лишь прочтя об этом у авторов и долго не понимая, и только после увеличения, я это увидел – что серп шею (!) пересекает. Я так же далёк и от строительства, чтоб не обратить внимание, что в руках у крестьянина справа неуместный на гумне мастерок, "причем не строительный, а отделочный, прямоугольный: не для того, чтобы скреплять камни между собой, а для того, чтобы стена перестала состоять из отдельных камней”. Сомнительно, что я мог оценить как призрачную фигуру парня слева. Надо было догадаться сделать большое увеличение, чтоб заметить, что фигура полупрозрачна. Но общую статуарность я ж мог заметить, постановочность сцены? Не заметил. А оказалось, что всё это и кое-что ещё – символы масонские. Полуобутость женщины на первом плане – "во время масонского посвящения проходящий инициацию кандидат должен быть “не обут и не разут”: при первом посвящении (в ученики) разута левая нога и обнажено левое плечо”. Статуарность – "более всего похожа на вслушивание, попытку настроить внутренний слух на музыку сфер”. Куча обмолоченного зерна – "пирамида, составленная из бесчисленного количества зерен, традиционной библейской метафоры человеческих душ: более емкого образа масонского “труда” можно и не придумывать”. Необмолоченные снопы на подводе дальше всего в глубине – "на символическом смысле этого груза в контексте общей метафоры гумна как места, на котором очищают зерно, как нам кажется, отдельно останавливаться смысла нет”. Процесс перевоспитания людей идёт от дальнего плана к ближнему. “Призрак” – полуочищен. Женщина на переднем плане уже готовится к первому посвящению. Тут “процесс” поворачивает. Белая лошадь и босые люди возле – "масон, проходящий посвящение в степень мастера, разут на обе ноги”. Ну и т.д. и т.п. – Скучища!.. Приехали! Как так? – От разочарования, что крепостничество не было отменено в благодарность народу за его отказ от обещаний получить волю от Наполеона и за помощь народа Наполеона победить, Венецианов породил совершенно самобытный романтизм, столкнув этот минор с мажором вечной неизменности крестьянской жизни, что приводило к катарсису: заведомо недостижим идеал чаемого. Такое инобытие прекрасной внутренней жизни художника в бегстве от плохой жизни внешней. Но реакция будит революцию. Они и начались по всей Европе, безнародные и потому терпящие поражения одна за другою. Вскорости (после 1823, времени окончания картины) и декабристы поражение потерпят. Но были и эволюционные попытки – масонские. С надеждой привлечь власть имущих. Несколько идиотические на свежий взгляд. "Масонские ложи были единственными общественными организациями, где могла проявляться общественная инициатива в дни наступающей реакции” (https://history.wikireading.ru/294421). Самого Александра I надеялись привлечь к преобразованию страны. И он колебался. Масонство не запрещал. Художники некоторые предали наитие как побудитель творчества и принялись вставлять масонские символы в картины. Венецианов – не исключение, тем паче, что "…такие влиятельные в художественном мире фигуры, как Лабзин и Боровиковский, должны были с одобрением отнестись к рождению “русского Гранета” [художник-француз, выражавший масонство], и на делах самого художника [Венецианова] это могло сказаться более чем позитивно”. В этом и состоит провал Венецианова как художника, вдохновение которого движимо было до того подсознательным идеалом – улётно-романтическим. 25 февраля 2023 г.
|
24.09.2023 |
|
23.09.2023 |
Ахеджакова ещё не преступила закон?
|
22.09.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"